Коррекционные занятия. Конспекты занятий, НОД в коррекционных группах. Коррекционно-развивающие занятия для детей старшего дошкольного возраста Видео: коррекционно-развивающее занятие с детьми с нарушением слуха


Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Колокольчик» р.п. Духовницкое Саратовской области

Методическая разработка

непосредственно образовательной деятельности

для детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

Тема: «Космическая поисковая операция»

Учитель - логопед 1 квалификационной категории

р.п. Духовницкое

2016 год

Содержание:

Аннотация………………………………………………………………3

Введение ……………………………………………………………3 - 4 Основная часть ……………………………………………………4 - 16 Заключение……………………………………………………………16 Список литературы…………………………………………………...15

Аннотация

Подгрупповое логопедическое занятие «Космическая поисковая операция» составлено учителем – логопедом Колесовой Т.В. для детей подготовительной к школе группы с ОНР (общим недоразвитием речи) и направлено на уточнение и активизацию словарного запаса детей по теме «Космос». А также на совершенствование грамматического строя речи и навыка слогового анализа слова, на расширение знаний о космосе. Способствует совершенствованию связной речи. Конспект составлен в соответствии с ФГОС. Он охватывает образовательные области: познавательно - речевую и коммуникативно-личностную. Интеграция видов деятельности в НОД: познавательно - исследовательская, коммуникативная, игровая. Вид занятия: путешествие. Данная разработка содержит подробное изложение хода логопедического занятия. В нём отражены коррекционные задачи в соответствии с темой. Занятие содержит этапы работы, которые взаимосвязаны между собой. Речевой материал, используемые в ходе занятия, способствуют развитию у детей слухового внимания, фонетического слуха и восприятия, закреплению звуков в речи. Структура построения занятия позволяет влиять на детскую мотивацию, на развитие интереса у детей. Конспект адресован учителям-логопедам ДОУ.

Введение

Людей всегда привлекала и привлекает тема космоса, так как все неведомое, непонятное, недоступное глазу будоражит фантазию. Дети не исключение. Поэтому является необходимым сформировать первоначальные представления о космосе, солнце как звезде, планетах Солнечной системы, систематизировать полученные знания, и применить их в различных видах детской деятельности.

Цель : Обобщить и уточнить знания детей по лексической теме «Космос».
Задачи:

Коррекционно-образовательные задачи:

1.Уточнять, активизировать словарь по теме «Космос».

2.Упражнять в образовании родственных слов, в согласовании сущ. с числительными.

3.Упражнять в четком произношении звуков в речи.

Коррекционно-развивающие задачи:

    Развивать мышление, внимание, память.

    Развивать тактильные ощущения, мелкую моторику.

    Развивать четкость дикции.

Коррекционно-воспитательные задачи:

    Воспитывать интерес к познанию окружающего мира.

    Воспитывать чувство ответственности, взаимопомощи.

Оборудование:

Мешочки с крупами, маленькие мячи (кометы), презентация, картинка с изображением космических кораблей, домик - ширма (почта), медали из картона, счетные палочки.

Предшествующая работа:

Рассматривание иллюстраций о космосе, выкладывание ракеты из счетных палочек, беседы о космосе, просмотр советского широкоэкранного мультипликационного фильма, созданного в «Мурзилка на спутнике», посвящённый советской исторической теме освоения космического пространства.

Основная часть.

Конспект предназначен для детей с общим недоразвитием речи. Важную роль в коррекционно-воспитательной работе является развитие игровой деятельности дошкольника, в процессе которой происходит общее развитие, формирование личности ребенка, а также коррекция различных сторон познавательной деятельности.

Ход НОД

Мотивационно-организационный этап деятельности

Слайды № 1, 2, 3

Логопед: Здравствуйте, ребята! Сегодня нам в детский сад по электронной почте пришло письмо для дружных ребят, от Мурзилки. Вы дружные ребята? Тогда оно для вас. Давайте с вами прочитаем что нам Мурзилка написал.

(Логопед читает письмо на экране)

Встают полукругом. Отвечают на вопрос. Смотрят на экран. (Когда я летал на спутнике в космос делать свой репортаж, я потерял свой фотоаппарат, ребята, помогите мне пожалуйста его найти)

Организационно – побудительный этап деятельности

Логопед: Ребята, Мурзилка потерял свой фотоаппарат, а без него ему никак нельзя ведь он главный редактор газеты. Поможем ему его найти?

- Ребята, как вы думаете, где нужно искать фотоаппарат?

Для того чтобы полететь в Космос надо стать космонавтами.

Но сначала нам нужно подготовиться.

Слайд № 4

Логоритмическая игра «Шьем скафандр»

Мы скафандры сшить решили.

Коробку с катушками тихо открыли.

Нитки и пяльцы достали мы с полки,

Вдели стальную нитку в иголку.

Иголкой ведем за стежочком стежок

Наш скафандр готов будет в срок!

В центре костюма яркий кружок

Я закрепляю последний стежок.

Я разминаю уставшие пальцы.

Я убираю старинные пяльцы.

Нитки с иголкой я положу,

Новый скафандр всем покажу!

Игра «Определи на ошупь»

Логопед: Ребята, нам в космосе нужно будет подкрепиться. У меня есть в мешочках крупа, но я забыла, где какая крупа. Определите на ощупь, какая крупа лежит в мешочках.

Что у тебя в мешочке? Какую кашу мы сварим из риса? (рисовую) и т.д.

Дети, а сейчас давайте подготовим к полету ракету.

Артикуляционная гимнастика.

почистим моторы ;

продуем турбины ;

проверим подготовку космонавтов.

Слайды № 5,6,7

Игра «Четвертый лишний»

Логопед: Ребята чтобы наш полет прошел успешно нам нужно избежать перегрузки и избавиться в ракете от лишнего. Давайте проверим и определим что лишнее.

Солнце, Луна, звезда, лампа;

Марс, Земля, ракета, Сатурн;

Ракета, спутник, луноход, самолет;

Слайд № 8

Теперь мы к полету готовы? В путь, ребята! Полетели! (Звучит космическая музыка)

Упражнение «Ракета»

А сейчас мы с вами дети,

Улетаем на ракете.

На носки поднимись,

А потом руки вниз.

Раз, два, три, потянись.

Вот летит ракета ввысь!

Слайд № 9

Упражнение «Сосчитай звезы»

Логопед: Ребята, мы пролетим с вами мимо многих звезд. Посмотрите, сейчас мы пролетаем мимо созвездия большая медведица. Давайте посчитаем, сколько звезд в этом созвездии: одна звезда, две звезды, три звезды, четыре звезды, пять звезд, шесть звезд, семь звезд.

Слайд № 10

Вот мы и приземлились. Как здесь холодно! Давайте согреться, пойдем по звездам и сделаем космическую разминку:

Космическая разминка.

Мы цепочкой друг за другом,

Взявшись за руки идем.

Повернувшись внутрь круга, Медленно кольцо замкнем.

Вот колечко, то есть круг,

Наши руки, приподнявшись

Лучиками стали вдруг.

Мы сомкнулись, повернулись

Раз! И солнцем обернулись.

Чтоб нас лучше разглядели,

Раз присели, два присели.

Слайд № 11

(Выходит инопланетянин под музыку)

Инопланетянин: Здравствуйте дети! Я инопланетянин, меня зовут Лем. А вы кто и откуда?

Логопед: Это ребята подготовительной группы, они расскажут о нашей планете.

Как называется наша планета?

Какой системе принадлежит Земля?

В какой галактике она находится?

Лем: Зачем пожаловали?

Логопед: Мы прилетели чтобы найти фотоаппарат Мурзилки.

Лем: Я его уже нашел. Я отдам вам фотоаппарат, но сначала вы со мной поиграйте.

Логопед: Поиграем ребята?

Слайл № 11

Игра «Загадки» .

Лем: Отгадайте загадки о космосе.

Логопед: Будьте внимательны, ребята.

1.Светит, сверкает, всех согревает.

2.Вокруг земли она летает

А вот зачем сама не знает.

3. В космосе сквозь толщу лет
Ледяной летит объект.
Хвост ее - полоска света,
А зовут объект…

3.Не месяц, не луна, не планета, не звезда,

По небу летает, самолеты обгоняет.

Лем: Молодцы.

Слайд № 12

Игра «Полет спутника»

- Чтобы спутник смог облететь землю, нужно сделать длинный выдох. Сделайте вдох носом и дуйте через рот, пока спутник делает полный круг вокруг земли.

Слайд № 13

Игра «Один - много» с «метеоритом».

Ребята, в космосе летает много метеоритов! Я научу вас от них защищаться. Встаньте в круг.

Я буду называть один предмет и бросать метеорит, а вы будете называть много предметов и отбрасывать метеорит назад.

Слова: звезда, космонавт, спутник, комета, планета.

Слайд № 14

Игра «Объяснялки»

Лем: а сейчас я буду называть несколько слов, а вы из них составьте одно сложное слово, которое обозначает космический объект: ходит по луне -

машина летящая к звездам -

звезда падает -

длинный хвост у каметы -

ходит по марсу -

человек который считает звезды -

Ребята, вы молодцы!

Слайд № 15

Игра «Слова родственники»

Лем: Ребята, посмотрите сколько звезд рассыпалось, помогите мне собрать их. Подбери родственное слово и подними одну звездочку.

Звезда:

Космос:

Луна:

Земля:

Марс:

Планета:

Солнце:

Лем: Молодцы. А сейчас давайте сделаем гимнастику для пальчиков.

Слайд № 16

Пальчиковая гимнастика «Чудесная книга созвездий»

Открою секрет: если ночью не спится,

Я книги чудесной листаю страницы.

На первой странице блестит огромный сверкающий Кит.

А вот свои крылья развел прекрасный и гордый Орел.

Сияет лучами Корона,

Жираф догоняет Дракона,

Бегут за добычею Псы,

Качаются тихо Весы

И Лебедь прекрасный плывет,

И Лира счастье поет.

Спросите меня, где я это видал?

Отвечу: на небе ночном отыскал.

Слайд № 17

Игра: «Добавь словечко»

Лем: Ребята послушайте и найдите и добавьте нужные слова. Я начну, а вы кончайте, хором дружно отвечайте:

Чистый небосвод прекрасен,
Про него есть много басен.
Вам соврать мне не дадут,
Будто звери там живут.
На земле есть хищный зверь,
Глянь – на небе он теперь!
Ясной ночью светится –
Большая … .
А медведица – с ребенком,
Добрым, славным медвежонком.
Рядом с мамой светится
Малая … .
Планета с багровым отливом.
В раскрасе военном, хвастливом.
Словно розовый атлас,
Светится планета … .

Лем: Ну что ж ребята, мне пора лететь. Вот вам фотоаппарат. До свидания! (Отдает фотоаппарат и уходит)

Слайд № 18

Логопед: Ребята давайте свяжемся с землей и дадим знать о себе, расскажем, что мы видим вокруг.
Игра: «Послушай повтори»

та – та – та – в космосе темнота

да – да – да – яркая звезда

на – на – на – круглая луна

неты – неты – неты – разные планеты

чо – чо – чо – у солнца горячо

мета – мета – мета – длиннохвостая комета

ун – ун – ун – голубой «Нептун»

ля – ля – ля – круглая «Земля»

ра – ра – ра – возвращаться нам пора

Ребята мы с вами очень устали. Давайте будем парить в воздухе как космонавты.

Слайд № 19

Релаксация «Парим в воздухе»

Друга мы хорошего

В космосе нашли,

И друг хороший

Нам сильно помог.

Мы парим как ласточки,

В небесной темноте

Звездами любуемся

В тишине.

Дети соглашаются помочь Мурзилке.

Дети делают предположение в космосе.

Скользящие движения ладонью о ладонь.

Ладонь на ладони, открываем коробку

Поочередно растираем пальцы пр. руки

Колечко из двух пальцев

Поочередно растирать пальцы лев. руки

Хлопки

Поочередно на ладонях, рисуем пальцем круги

Потираем ладони

Сжимать и разжимать пальцы

Руки в замок

Ладонь к ладони, закрываем коробку

Хлопки

Артикуляционные упражнения: «Почистим зубки»,

«Маляр»,

«Вкусное варенье»;

«Фокус».

«Часики»,

«Качели».

Ответы детей:

лампа,

ракета,

самолет

Дети маршируют.

Тянутся, подняв руки над головой, сомкнув их.

Опускают руки.

Тянутся.

Бегут по кругу.

Считают.

Идут цепочкой, взявшись за руки,
правое плечо вперед.

Останавливаются, образуют круг,
взявшись за руки.

Прямые руки поднимают вверх.

Потянуться вверх на носочках.

Руки опустить, шаг вперед, поворот кругом .

Руки вверх – потянуться на носочках.

Руки вперед, приседают два раза.

Ответы детей:

«Земля»

«Солнечной системе»

«В галактике Млечный путь»

Да

Ответы детей:

Солнце

Луна

Камета

Спутник

дуют

Ответы детей:

звезды, космонавты, спутники, кометы, планеты.

Ответы детей:

луноход,

звездолет,

звездопад,

длиннохвостая,

марсоход,

звездочет.

Звездочка, звездный, звездолет, звездопад, звездочет, созвездие…

Космический, космодром, космонавт, космонавтика…

Луноход, лунатики, Лунтик, лунный…

Земной, подземный, земляник, землянка, земляника…

Марсиане, марсоход…

Инопланетный, инопланетянин, планетарий…

Солнышко, солнечный, солнцеворот

Глаза прикрыты ладонями, разводим руки в стороны

Складываем ладони вместе перед собой, затем раскрываем их «книжечкой»

Одна ладонь поверх другой, раскрываем – закрываем «пасть кита»

Ладони скрещены, большие пальцы сцеплены друг с другом, остальные разведены, «машем крыльями»

Ладони на себя, пальцы широко расставлены

Руки на столе, делаем волнообразные движения от себя

Ладони параллельно друг другу, большие пальцы вверх, отводим мизинцы - «открываем пасти псов»

Ладони вверх, попеременно поднимаем и опускаем чаши весов

Сгибаем руки в локтях, пальцы собираем в щепоть

На одной руке широко разводим пальцы а пальцами другой руки проводим по пальцам – струнам

Попеременно поглаживаем одной рукой другую

Разводим руки в стороны

Медведица

Медведица

Марс

Спасибо тебе, Лем. До свидания!

Под медленную музыку дети выполняют различные фигуры, имитируют полет в открытом космосе.

Рефлексивный этап деятельности

Логопед: нам пора возвращаться на Землю. А чтобы попасть домой мы должны составить из счетных палочек космические корабли.

Слайд № 20

Слайд № 21

Логопед: Вот мы и вернулись с вами в детский сад.

Сейчас мы посылкой отправим фотоаппарат Мурзилке.

Где мы сегодня побывали?

Что вам понравилось на занятии?

Чем мы сегодня занимались на занятии?

Какое задание понравилось больше всего?

Какое задание показалось трудным?

Все у нас сегодня получилось?

Слайды № 22 23

Логопед: Ребята, нам опять пришло по электронной почте письмо. Давайте посмотрим.

(Логопед читает письмо на зкране)

(Стук в дверь. Почтальон приносит посылку.

Логопед: ребята нам пришла посылка давайте посмотрим что в ней. Это медали для вас «Покорител космоса» (Логопед достает медали и награждает детей.)

На этом наше занятие окончено.

(Детям раздаются медали, звучит космическая музыка).

Дети выкладывают из счетных палочек космические корабли

Кладут в коробку и отправляют по почте посылку.

Отвечают на вопросы.

Смотрят на экран .

(Мурзилка: Ребята, спасибо вам за то, что вы такие умные, находчивые и смелые ребята и нашли в космосе мой фотоаппарат). На память и за помощь в поиске фотоаппарата каждого из вас хочу наградить медалью «Покоритель космоса» и отправляю их по почте. Спасибо вам ребята!

Екатерина Мануйлова
Коррекционно-развивающие занятия для детей старшего дошкольного возраста

Мы предлагаем примерную схему занятий , апробированных нами на практике. Занятия не расписаны как конспект, потому что все содержание дается в приложении, из которого Вы по своему усмотрению можете скомплектовать занятие по-своему .

СТАРШАЯ ГРУППА

Занятие 1

1. Ритуал начала занятия .

2. Упражнение «Как меня зовут» .

Дети называют свое имя : краткое, полное, ласковое, самое любимое (за основу можно взять беседу «Как можно назвать человека по имени» : см. с. 62).

3. Пластический этюд «Солнышко» .

От ласковых имен стало тепло, как от солнышка. Все мы сейчас станем солнышками и согреем друг друга.

4. Игра «Дотронься до.» .

Сегодня мы ближе знакомились друг с другом, узнали любимые имена каждого, согрели друг друга солнечным теплом, а теперь хорошо рассмотрите друг друга, кто во что одет и какого цвета одежда.

Воспитатель предлагает : «Дотронься до. синего!»

Все должны мгновенно сориентироваться, обнаружить у участников в одежде что-то синее и дотронуться до этого предмета.

Цвета периодически меняются, кто не успел - ведущий. Воспитатель следит, чтобы дотрагивались до каждого участника.

5. Ритуал окончания занятия .

Занятие 2

1. Ритуал начала занятия .

2. Этюд «Скажи хорошее о друге» .

По желанию выбирается ребенок, его сажают в круг, и каждый говорит о том, что ему нравится в этом ребенке. Воспитатель обращает внимание детей на то , чтобы они не повторялись, дает образец. В своих высказываниях дети отмечают внешние и внутренние достоинства ребенка, приводят примеры любых жизненных ситуаций.

На одном занятии выбирать более двух детей . Периодически возвращайтесь к этому этюду на других занятиях .

3. Игра «Найди друга» .

Детей делят на две группы , одной из которых завязывают глаза и дают возможность походить по помещению. Им предлагают подойти и узнать друг друга. Узнать можно с помощью рук, ощупывая волосы, одежду, руки. Затем, когда друг найден, игроки меняются ролями.

4. Игра «Мяч в руки» .

Воспитатель по очереди бросает мяч каждому ребенку в кругу, а поймавший должен ответить на вопрос : «Что ты любишь больше всего?» или «Что тебе не нравится больше всего?» , или «Чем ты любишь заниматься?» , или «Чего ты больше всего боишься?»

5. Ритуал окончания занятия .

Занятие 3

1. Ритуал начала занятия .

2. Игра «Ветер дует на.» .

Со словами «Ветер дует на.» воспитатель начинает игру. Чтобы все участники игры больше узнали друг о друге, вопросы могут быть следующими : «Ветер дует на того, у кого светлые волосы» - все светловолосые собираются в одну кучку. «Ветер дует на того, у кого есть сестра. брат. кто больше всего любит сладкое. и т. д.». Варианты можно взять из предыдущего занятия (игра «Мяч в руки» ).

Ведущего необходимо менять, давая возможность поспрашивать участников каждому.

3. Этюд «Сочиним историю» .

Воспитатель начинает историю : «Жили-были дети старшей группы одного детского сада.» , следующий участник продолжает, и так далее по кругу. Когда очередь опять доходит до ведущего, он корректирует сюжет истории , делает более осмысленным, и упражнение продолжается.

4. Игра «Дракон» .

Играющие становятся в линию, держась за плечи. Первый участник «голова» , последний - «хвост» дракона. «Голова» должна дотянуться до «хвоста» и дотронуться до него. «Тело» дракона неразрывно. Как только «голова» схватит «хвост» , она становится «хвостом» . Желательно, чтобы большее количество участников побывали в двух ролях.

5. Ритуал окончания занятия .

Занятие 4

1. Ритуал начала занятия .

2. Этюд «Скажи хорошее о друге» (2 ребенка) .

3. Игра «Рычи, лев, рычи; стучи, поезд, стучи» .

Воспитатель говорит : «Все мы - львы, большая львиная семья. Давайте устроим соревнование, кто громче рычит. Как только я скажу : «Рычи, лев, рычи!» - пусть раздастся самое громкое рычание.

Затем все выстраиваются друг за другом, положив руки на плечи впереди стоящего. Это - паровоз. Он пыхтит, свистит, колеса работают четко в такт, каждый слушает и подстраивается под соседей. Паровоз едет в разных направлениях, темпе, издавая громкие звуки и свист. Машинист на станциях меняется. В конце игры может произойти «крушение» , и все валятся на пол.

4. Ритуал окончания занятия .

Занятие 5

1. Ритуал начала занятия .

2. Беседа «Как можно пожалеть» (см. с. 56) .

3. Этюды на выражение страдания и печали :

- «Ой-ой, живот болит!»

Два медвежонка Тим и Том съели вкусные, но немытые яблоки.

У них разболелись животы. Медвежата жалуются :

Ой, ой, живот болит!

Ой, ой, меня тошнит!

Ой, ой, мы яблок не хотим!

Мы хвораем. Том и Тим.

Выразительные движения : брови приподняты, живот втянут, руки прижаты к животу.

Воспитатель предлагает «медвежатам» пожалеть друг друга.

Этюд «Я так устал» .

Маленький гномик несет на спине большую еловую шишку. Вот он остановился, положил шишку у своих ног и говорит : «Я так устал, я очень устал.» .

Выразительные движения : стоит, руки висят вдоль тела, плечи опущены.

Воспитатель предлагает одной группе детей изобразить гномиков , а другой - помочь донести большую шишку, пожалеть. Затем дети меняются местами.

4. Ритуал окончания занятия .

Занятие 6

1. Ритуал начала занятия .

2. Игра-перевоплощение «Бездомному всегда плохо» .

3. Этюд «Спаси птенца» .

Воспитатель говорит о том, что в нашей помощи нуждаются многие животные, предлагает спасти маленького птенца :

Представьте, что у вас в руках маленький беспомощный птенец. Вытяните руки ладонями вверх. А теперь согрейте его, медленно, по одному пальчику сложите ладони, спрячьте в них птенца, подышите на него, согревая своим ровным, спокойным дыханием, приложите ладони к своей груди, дайте птенцу тепло своего сердца и дыхания. А теперь раскройте ладони и вы увидите, что птенец радостно взлетел, улыбнитесь ему и не грустите, он еще прилетит к нам!

4. Ритуал окончания занятия .

Занятие 7

1. Ритуал начала занятия .

2. Сказка «Маша и сандалики» .

3. Беседа по сказке, в которой используются вопросы о чувствах детей по отношению к героям сказки.

4. Этюд «Глаза в глаза» .

Воспитатель говорит о том, что нужно быть очень внимательным к окружающим людям. Предлагает поупражняться в понимании выражения лица, глаз друг друга. Дети разбиваются на пары, берутся за руки.

Воспитатель предлагает :

Глядя только в глаза и чувствуя руки друг друга, попробуйте молча передать разные эмоции : «Я грущу, помоги мне!» , «Мне весело, давай поиграем!» , «Я хочу с тобой дружить!»

Этюд дети выполняют в парах. Потом дети обсуждают, в какой раз какая эмоция передавалась и воспринималась.

5. Ритуал окончания занятия .

Занятие 8

1. Ритуал начала занятия .

2. Игра-перевоплощение «Все когда-то мечтают стать птицей» .

3. Пластический этюд «Птицы» . (Музыкальное сопровождение) .

4. Ритуал окончания занятия .

Занятие 9

1. Ритуал начала занятия .

2. Беседа «Как можно понять настроение человека?»

3. Игра «На что похоже настроение?»

Дети по очереди говорят, на какое время года, природное явление, погоду похоже их сегодняшнее настроение. Начать лучше воспитателю воспоминанием «Мое настроение похоже на белое пушистое

облачко в спокойном голубом небе, а твое?» В конце воспитатель обобщает - какое же сегодня у всей группы настроение : грустное, веселое, смешное, злое и т. д.

Надо учитывать, что плохая погода, холод, дождь, хмурое небо, агрессивные элементы свидетельствуют об эмоциональном неблагополучии.

4. Этюд «Нарисуй свое настроение и расскажи, почему оно сегодня такое» .

5. Ритуал окончания занятия .

Занятие 10

1. Ритуал начала занятия .

2. Игра-перевоплощение «Ты - маленькое деревце» .

3. Пластический этюд «Я - маленький листочек» .

4. Ритуал окончания занятия .

Тренировать умение распознавать эмоциональное состояние по мимике;

Помогать детям преодолевать замкнутость;

Развивать эмоциональную, когнитивную сферу и мелкую моторику руки;

Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу.

Материалы: смайлики с разным настроением; фото людей, на лице которых различные эмоции; сказочные герои; мультфильм «Крошка Енот»; мандалы для раскрашивания, бумага, краски, фломастеры, карандаши, губки.

Ход коррекционно-развивающего занятия психолога в детском саду

(Психолог приветствует детей, сообщает им, что сегодня они отправятся к королеве Эмоции на праздник Радости.)

Доброе утро, дорогие дети!

Все ли в порядке у нас в группе?

Вы вокруг оглянитесь,

Друг другу улыбнитесь.

Чтобы никто не унывал,

Со всеми радовался и играл!

Психолог. Какое у вас сегодня настроение? (Ответы детей.)

Нас пригласила королева Эмоция на праздник Радости.

Упражнение «Выбери эмоцию на праздник»

Цель: способствовать снижению эмоционального напряжения; учить детей проявлять свои эмоции и чувства .

Психолог. Каждому нужно свою фотографию поместить в уголок эмоций, выбирая, если ты веселый - к солнышку, печальный - к капелькам. занятия с детьми

Психолог. Отправляемся на праздник!

(Под музыку дети идут в гости к королеве Эмоции на праздник Радости. Психолог и дети здороваются с королевой.)

Психолог. Добрый день, королева, мы пришли к тебе на праздник Радости!

Королева Эмоция (плачет). Я не могу начинать праздник, потому что злой колдун оторвал все лепестки моего цветка настроения и заколдовал их.

Психолог. Не волнуйся, королева, наши дети умные, сообразительные, они смогут расколдовать. (После выполнения заданий каждый лепесток прикрепляется)

Лепесток Печали.

Задание:

1. Узнать эмоцию (эмоция печали изображена песком на стекле).

2. Показать печаль (дети показывают).

3. Отыскать детей с печальным лицом (картинки с изображением детей с различными эмоциями).

4. Упражнение «Когда мне грустно, я...»

Варианты ответа:

Устраиваю с друзьями веселые игры;

Смотрю веселый фильм;

Слушаю веселую музыку.

Лепесток Злости.

Задание:

1. Узнать эмоцию (на песке изложена с помощью камешков)

2. Показать злость (дети показывают)

3. Найти сказочных героев, с такой эмоцией;

class="eliadunit">

4. Упражнение «Способы борьбы со злостью» (ответы детей):

Сделать несколько глубоких вдохов;

Порвать газету или помять пластилин, сказав при этом: «Беги, гнев, беги!»;

Выполнить несколько физических упражнений;

Бить по подушке, представляя себе человека, который тебя обидел;

Топать ногами по полу;

Обхватить ладонями локти и сильно прижать к груди

Стать в позу устойчивого солдатика: встать на одну ногу, а другую подогнуть в колене, руки опустить вдоль тела. Постоять так несколько секунд, а затем поменять ногу;

Надуть воздушный шарик;

Покидать мяч о стену.

Лепесток Страха

Задание:

1. Просмотр мультфильма «Крошка Енот»

После этого психолог спрашивает детей, что помогло еноту побороть свой страх, что смешного было в его страхе, предлагает им нарисовать лицо Енота, когда он испугался и когда он подружился со своим страхом.

2.Покажи эмоцию (дети показывают)

3. Способы преодоления страха (ответы детей):

Страх-страх-страшилка,

Вон, вон катись:

В смех-смех-смешинку

Превратись.

Лепесток Удивления.

Задание:

1. Рисование с помощью свечи (изображение эмоции появляется после нанесения краски)

2. Показать эмоцию (дети показывают).

Лепесток Радости.

Задание:

1. Рисование мандалы (предлагаю детям проверить силу волшебного круга, разрисовать его различными цветами, которыми им хочется)

2. Показать эмоцию (дети показывают)

3. Игра «Если весело живется, делай так...»

Психолог. Дети, Королева Эмоций приглашает вас поиграть в очень веселую и подвижную игру «Если весело живется, делай так...»

Если весело живется, делай так - хлоп-хлоп (дети хлопают в ладоши)!

Если весело живется, делай так - топ-топ (дети шагают на месте)!

Если весело живется, каждый другу улыбнется (дети поворачиваются и улыбаются)!

Если весело живется, делай так - прыг-скок (дети прыгают на месте)!

Рефлексия.

Психолог. А сейчас мы возьмемся за руки и каждый расскажет, что ему понравилось, запомнилось, что было интересным в гостях у королевы Эмоции.

Изменилось ли у Вас настроение?

Если изменилось, переставьте свою фотографию.

Прощание.

Цель: создание условий для снижения агрессивности, снятия мышечных зажимов.

Задачи:

1. Снизить психоэмоциональное напряжение, импульсивность, агрессивность.

2. Поднять эмоциональный тонус.

3. Снять общее и мышечное напряжение.

4. Помочь детям позитивно взаимодействовать друг с другом.

Методы, используемые на занятии: Беседа; игра; рисование; обсуждение; релаксация.

Занятие рассчитано на детей старшего дошкольного возраста. Время проведения занятия – 20-25 мин.

Материалы и оборудование: Лист бумаги (формат А3); карандаши; аудиозапись с расслабляющей музыкальной композицией; магнитофон; мяч; мольберт; обручи.

Ход занятия:

Участники становятся в круг.

1. «Приветствие».

Педагог: Поприветствуем друг друга: спинками, щёчками, плечиками и т.д. Подарим улыбку.

По часовой стрелке каждый участник улыбается своему соседу слева.

2. Беседа.

Педагог: Ребята, сегодня мы с вами отправляемся в путешествие по сказочной поляне. На этой поляне живут сказочные существа. Во время нашего путешествия с нами будут происходить разные истории, а самое главное - это превращения. А отправимся на полянку мы на поезде.

3. Игра «Паровозик». Цель: сплочение группы, умение работать в команде.

Дети встают в круг друг за другом и отправляются в путешествие, изображая паровозик. Педагог: В начале пути идем медленно, затем быстрее, тихо, как мышки, затем топаем громко, как слоны. И вот мы оказались на полянке.

4. Игра «Несуществующее доброе животное». Цель: снятие негативного настроения и восстановление сил.

Первое сказочное существо, живущее на полянке это «несуществующее животное», оно очень доброе и ласковое. А как оно выглядит, мы сейчас узнаем, но для этого мне понадобится ваша помощь.

На листе формата А 4 предложить каждому ребенку нарисовать детали животного (уши, лапы, глаза, рот и т.д., обязательно проследить, чтобы животное на рисунке получилось добрым).

Придумать имя «несуществующему животному.

Дети стоят в кругу, взявшись за руки.

Педагог: Давайте подышим, как дышит наше животное. Все вместе вдох-шаг в круг, выдох-шаг назад.

Педагог: Ребята, давайте погуляем по полянке.

5. Игра «Путешествие по полянке». Цель: снять психофизическое напряжение, агрессивность, страхи.

Детям предлагается прогуляться по полянке. На пути у них встречаются воображаемые преграды: перейти грязь, перешагнуть лужу, пройти по узенькому мостику.

Педагог: Итак следующее превращение.

6. Игра «Дракон кусает свой хвост». Цель: помочь детям, испытывающим затруднения в общении, обрести уверенность и почувствовать себя частью коллектива.

Дети стоят друг за другом. Впереди стоящий ребенок - голова дракона, последний ребенок - хвост. Задача головы схватить хвост. Тело дракона неразрывно (в роли головы дракона должны побывать все дети).

Педагог: А еще на нашей полянке живут маленькие и очень добрые приведения, и мы сейчас их изобразим.

7. Игра «Маленькое привидение». Цель: научить детей выплеснуть в приемлемой форме накопившийся гнев.

Дети сначала изображают злых приведений (кричат, рычат, топают ногами, показывают злые гримасы), затем добрых приведений (улыбаются, гладят друг друга по голове и т.п.)

Педагог: Ребята, пока мы с вами путешествовали, неожиданно набежала тучка, и пошел дождик.

8. Игра «Дождь». Цель: развить чувство эмпатии.

Дети встают в круг друг за другом. Руки кладут друг другу на спины.

Педагог: Начинается сильный дождь. Крупные капли дождя падают на спинки (дети начинают энергично стучать пальчиками рук по спинам впереди стоящих детей), затем дождь стал стихать, (движения детей становятся более спокойными). Дождь перестал идти, но капли остались на кончиках пальцев (детям предлагается стряхнуть кисти рук). Выглянуло солнышко, и на полянке появился солнечный лучик.

9. Игра «Солнечный лучик». Цель: снятие психоэмоционального напряжения; развитие эмоционально-выразительных движений.

Лучик прыгнул на лоб (нахмурить лоб), прыгнул на глаза (закрыть глаза), прыгнул на нос (сморщить нос), прыгнул на плечи (поочередно поднять правое и левое плечо).

Педагог: На нашей поляне живут еще одни сказочные существа – кошки.

10. Игра. «Добрые – злые кошки». Цель: снятие общей агрессии.

Дети по очереди встают в синий обруч, изображая злых кошек, затем в желтый обруч, изображая добрых кошек.

Педагог: Мы так долго путешествовали, что устали. Предложить детям лечь.

Релаксационный этап.

11. Упражнение «Плывем в облаках». Цель: снятие эмоционального и мышечного напряжения, развитие воображения.

Педагог: Займите удобное положение. Закройте глаза. Дышите легко и медленно. Вообразите, что вы находитесь на природе, в прекрасном месте. Теплый, тихий день. Вам приятно, и вы чувствуете себя хорошо. Вы абсолютно спокойны. Вы лежите и смотрите вверх на облака - большие, белые, пушистые облака в прекрасном синем небе. Дышите свободно. Во время вдоха вы начинаете мягко подниматься над землей. С каждым вдохом вы медленно и плавно поднимаетесь навстречу большому пушистому облаку. Вы поднимаетесь еще выше на самую верхушку облака и мягко утопаете в нем. Теперь вы плывете на вершине большого пушистого облака. Ваши руки и ноги свободно раскинуты в стороны, вам лень шевелиться. Вы отдыхаете. Облако медленно вместе с вами начинает опускаться все ниже и ниже, пока не достигнет земли. Наконец, вы благополучно растянулись на земле, а ваше облако вернулось к себе домой на небо. Оно улыбается вам, вы улыбаетесь ему. У вас прекрасное настроение. Сохраните его на весь день. На счет три открываем глаза и встаем.

Педагог: Дети, наше путешествие подошло к завершению, нам пора возвращаться обратно в детский сад. Используем снова игру «паровозик».

12. Рефлексия.

Дети сидят в кругу на стульчиках. Каждый ребенок по очереди проговаривает, что ему понравилось больше всего во время путешествия.

, Коррекционная педагогика

Презентация к уроку












Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цель: формирование познавательной активности.

Задачи:

  • развивать произвольное внимание, воображение.
  • развивать зрительное и слуховое восприятие.
  • развивать умение устанавливать причинно-следственные связи на невербальном уровне.
  • развивать зрительную память.
  • обучать приемам расслабления, снятие психомышечного напряжения.
  • развивать умение определять свое настроение
  • развивать чувство единства, сплоченности группы.
  • создать положительный эмоциональный фон.

Оборудование: компьютер, мультимедийное устройство, игрушка Мышонок.

Ход занятия

1. приветствие. Упражнение "Здороваемся ладошкой".

Здравствуйте ребята, я рада встречи с вами, и для начала мне очень хочется с Вами поздороваться. Я предлагаю вам поздороваться необычным способом - ладошкой (дети по кругу прикасаются ладонью друг к другу).

2. упражнение "Ласковое слово".

Появляется мягкая игрушка - Мышонок. Дети говорят игрушке и друг другу ласковые слова.

3. упражнение "Цвет моего настроения".

Давайте представим, что на нас сейчас надеты майки, цвет которых является цветом нашего настроения. Мы будем называть свое имя и цвет своей волшебной майки.

4. упражнение "Последовательные картинки". Слайд №2.

Вы, конечно, знаете русскую народную сказку теремок. Посмотрите на доску перед вами картинки к этой сказке. Правильно ли они расставлены? Давайте вспомним сказку и расставим картинки в правильном порядке.

5. упражнение "Теремки". Слайд № 3.

Давайте немного изменим окончание сказки. Представьте, что вы решили помочь животным - построить для каждого из них отдельный теремок. Сколько же домиков нужно построить? Назовите героев сказки и сосчитайте их. Правильно шесть. Стали наши герои ссориться, спорить, кому в какой домик поселиться. Поможем им?

6. игра "Муха". Слайд №4.

Стали животные жить отдельно, но скоро заскучали друг без друга. Они решили собираться вместе, чтобы играть, загадывать друг другу загадки, решать интересные задачки. Лисичка предложила поиграть своим друзьям в игру "муха". Поиграем вместе с ними? Итак, лисичка говорит, в какую сторону и сколько клеточек муха переползает, а вы назовите цвет клетки, в которой оказалась муха.

7. упражнение на расслабление "Солнышко и тучка", "Загораем".

Предлагаю пригласить героев сказки к нам в гости и вместе с ними немного отдохнуть.

Солнышко зашло за тучку, стало прохладно, сжались в комок, чтобы согреться. Солнце вышло из-за тучки, стало жарко, расслабились, разморозило нас оно. (Повторяется 2-3 раза)

Представьте, что мы загораем на солнышке, закройте глаза. Подбородок загорает, подставим его к солнышку, разжать губы и зубы. Летит жучок, собирается залететь в рот - крепко закрыли рот. Жучок улетел - открыли рот, выдохнули. Нос загорает - подставим свои носики к солнышку. Летит бабочка, выбирает, на чей нос сесть - сморщили нос, поднимите верхнюю губу кверху, рот полуоткрыт. Бабочка улетела - расслабим нос. Снова прилетела бабочка, покачаем ее на качелях, поднимаем брови вверх, опускаем вниз. Бабочка улетела, а мы совсем расслабились, спать хочется. Устройтесь, так как вам удобно и отдохните (релаксационная музыка ).

Отдохнули, набрались сил и продолжим наше занятие.

8. упражнение "У кого больше?". Слайд №5.

Мышка просит определить, чего она собрала больше орехов или желудей? Считать животные не умеют как им быть? Правильно можно рядом с каждым орехом положить желудь, а потом посмотреть, что останется. Мы ответим мышке чего больше.

9. игра "Четвертый лишний". Слайд № 6, 7.

Готовы ли вы выполнить задание, которые предложили волк и медведь. Рассмотрите картинки, назовите животных, которые изображены. Кто лишний? Почему так решили?

10. упражнение "Выбери дорожку". Слайд № 8.

Лягушка предлагает найти дорожку, по которой ей нужно пойти, чтобы оказаться на болоте.

11. игра " Пара картинок". Слайд № 9, 10, 11, 12.

Зайчик предлагает поиграть с картинками. Посмотрите, рядом с картинкой нарисован значок-фигурка. Запомните, пожалуйста, какой значок нарисован с картинкой. Зайчик вам покажет значок, вы вспомните, и назовите картинку.

12. Обратная связь. Ритуал прощания. "Ладошки".

Взрослый на свою ладонь приглашает положить ладони детей, каждый следующий участник кладет свою ладонь на ладонь предыдущего. Когда ладони участников собраны хором говорят: "До свидания!"







2024 © desinfectnn.ru.