Мелкая моторика для детей 4 5 лет. Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста. Тренажеры для развития мелкой моторики


Развитие мелкой моторики для детей 4-5 лет.

Актуальность.

Мелкая моторика - это точные и тонкие движения пальцев руки. От развития мелкой моторики напрямую зависит подготовленность руки к письму, работа речевых и мыслительных центров головного мозга. Навыки моторики помогают ребенку исследовать, сравнивать, классифицировать и тем самым позволяют ему лучше понять мир, в котором он живет. Очень важно в дошкольном возрасте как можно раньше создавать условия для накопления ребенком двигательного и практического опыта, развивать навыки ручной умелости, формировать механизмы, необходимые для будущего овладения письмом. Систематические занятия, требующие тонких движений пальцев, повышают работоспособность головного мозга, давая мощный толчок ребенку к познавательной и творческой активности. Высокое развитие познавательных процессов является актуальным и значимым в современном обществе.

Цель: Создание условий для развития мелкой моторики и движений пальцев рук; развитие двигательных и познавательных способностей детей; развитие мелкой моторики, ручной умелости через выполнение предметно-практических действий.

Задачи:

Обучающие:

1.Учить детей владеть графическими навыками: а) штриховка в разных направлениях по образцу: сверху вниз, слева направо. б) обводить контуры предмета по точкам, в) дорисовывать предметы, г) раскрашивать картинки, соблюдая правила: раскрашивать в одном направлении, не заходя за контур, не оставлять не закрашенных мест.

2. Учить работать с бумагой, осваивать различные виды сгибания (оригами).

3.Обучать приемам работы с пластилиновой техникой.

4. Обогащать тактильный опыт детей: учить узнавать на ощупь предметы и материалы.

Развивающие:

1.Развивать умение производить точные движения кистью и пальцами рук.

2. развивать способности координированной работы рук со зрительным восприятием.

3.Развивать творческую активность, пространственное мышление, фантазию.

4. Развивать мелкую моторику рук, кинестетические ощущения в процессе предметно-практических действий;

Воспитывающие:

1.Воспитывать в детях аккуратность, усидчивость, добросовестное отношение к работе.

2.Воспитывать внимательность к выполнению заданий.

3.Воспитывать уважительное отношение к своему и чужому труду.

Основные направления работы для развития мелкой моторики рук и координации движений.

Пальчиковый тренинг.

Массаж кистей рук.

Пальчиковая гимнастика, физкультминутки.

Ручная умелость.

Рисование пластилином.

Конструирование из бумаги в технике оригами.

Аппликация.

Развитие графических навыков.

Рисование по трафаретам.

Вырезывание ножницами.

Штриховка.

Дорисовка.

Игры и действия с мелкими предметами.

Узнавать предметы на ощупь.

Работа с крупой, фасолью, горохом.

Нанизывание бус, пуговиц на проволоку, шнурки.

Выкладывание фигур из геом. фигур, палочек, семян.

В разделе «Пальчиковый тренинг» дети знакомятся с комплексами упражнений, которые дают пальцам полноценный отдых, развивают ловкость, подвижность. На пальцах и ладонях есть «активные точки», массаж которых положительно сказывается на самочувствии, улучшает работу мозга.

В разделе «Ручная умелость» дети знакомятся с техникой рисования пластилином, знакомятся со свойствами бумаги, постигают начало плоскостной геометрии (техника оригами), с различными видами аппликации. Здесь создаются условия для проявления творчества, способностей, развития воображения.

В разделе «Графические навыки дети улучшают координацию движений пальцев и кистей рук, кроме этого ребенок учится правильно держать карандаш.

В разделе «Игры с предметами» у детей совершенствуются двигательные навыки, развивается моторная координация и оптико-пространственные представления, используются предметы различные по размеру, материалу, фактуре, структуре.

Результатом работы по данной программе должно стать:

1.Развитие мелкой моторики и координации пальцев рук до уровня, соответствующего данному возрасту.

2.Овладение разными видами ручной умелости.

3.Овладение приемами работы с разными инструментами.

4.Творческое применение изученных техник, приемов и материалов в художественной деятельности.

5.Овладение нормами этики поведения.

Перспективное планирование работы по развитию мелкой моторики на 2016-2017 учебный год в средней группе.

Тема занятий.

Цель занятий

Диагностика

Выявление ведущей руки

«Детский сад и игрушки». Октябрь.

Развивать мелкую моторику пальцев, тактильную чувствительность. Формировать графические умения и навыки.

1.Пальчиковая гимнастика

«Дружат пальчики».

2.Катание ребристого карандаша между ладонями (массаж)

3.Раскрашивание игрушек.

Детский сад и игрушки»

Развивать мелкую моторику пальцев; Учить примазывать кусочки пластилина, заполняя пространство внутри контура.

1. Пальчиковая гимнастика «Дружат пальчики»,

2. Игра «Что это?». Определить

плоские игрушки на ощупь: кубик, мяч, пирамидка.

3.Пластилинография: «Мой веселый, звонкий мяч».

«Осень»

Развивать уровень мелкой моторики и тактильной чувствительности. Закрепить умение придавливать шарики, добиваясь изображения листьев.

1.Пальчиковая гимнастика «Осенние листья».

2.»Листопад»- лист желтой, оранжевой бумаги порвать на мелкие кусочки.

3.Пластилинография. «Осеннее дерево».

«Огород. Овощи».

Развивать координацию движений пальцев рук. Учить раскрашивать в одном направлении, не выходя за контур.

1.«Дид. Игра «Чудесный мешочек». Выбрать только овощи.

2..Пальчиковая гимнастика «Капуста».

3.Работа с трафаретом «Обведи и раскрась овощи»

«Сад. Фрукты».

Развивать мелкую моторику пальцев. Учить наносить пластилин на основу.

1.Пальчиковая гимнастика «Мы делили апельсин».

2. «Сушка фруктов». Нанизывание на проволоку кружков из толстого картона с дырочкой посередине.

3Работа с трафаретами «Обведи и раскрась фрукты».

«Ягоды»

Развивать мелкую моторику пальцев, учить выкладывать фигуру по контуру. Продолжать учить примазывать кусочки пластилина, заполняя пространство внутри.

1Пальчиковая игра «По ягоды».

2. Выложить горохом по нарисованному контуру (ягоды)

3.Пластилинография. «Клубника».

«Дом. Семья»

Развивать мелкую моторику пальцев; ориентировку на

плоскости. Продолжать формировать графические навыки.

1. Пальчиковая гимнастика «Как у нас семья большая»

2.»Мой дом» Выкладывание из геометрических фигур домов различной высоты.

3. «Семья». Обвести фигуру человека и раскрасить.

«Мебель, квартира».

Развитие мелких движений пальцев рук, их двигательной активности. Развитие ориентировки на плоскости. Совершенствовать зрительную память.

1.»Мебель для гостиной». Выкладывание из палочек шкафа, дивана.

2 Массаж ребристым карандашом между ладонями.

3.»Продолжи узор». Раскрась геометрические фигуры.

«Зима».

Развивать мелкую моторику пальцев; учить преобразовывать квадрат в части дома: основание и крышу. Развивать внимание, логическое мышление.

1.«Построим горку для зверушек из снежных комков»- изготовление снежных комков из бумаги путем ее сжатия и скатывания между ладонями.

2.Игра «Что лишнее и почему?»

3.«Сказочный домик» (оригами)

«Зимние забавы»

Упражнять в координации движений с речью. Продолжать работать над развитием мелкой

моторики. Научить скатывать шарики из салфеток.

1.Хороводная игра «Снежная баба»

2.Игра с пробками «Лыжи»

3. «Веселый снеговик». Аппликация из комочков, сделанных из салфеток.

«Новый год».

Развивать мелкую моторику пальцев. Учить складывать круг пополам, находить середину круга. Учить соблюдать ритм при выкладывании фигур.

1.Игра «Наведем порядок» (группировка предметов по признаку).

2. «Бусы на елку» Выкладывание

геометрических фигур в определенной последовательности.

3.«Елочная игрушка» (оригами)

«Новый год»

Развивать мелкую моторику пальцев; зрительно-двигательную

координацию. Закрепить умение складывать базовую форму треугольник.

1.Пальчиковая игра «Елочка» «В лесу родилась елочка»-

2.Рисование по точкам «Елочка»

3.Нарядная елочка (оригами)

«Зимующие птицы».

Развивать мелкую моторику пальцев.

Упражнять в проведении линий без отрыва от бумаги, закреплять навыки штриховки разными

способами.

1.Угощение для птиц. Сортировка семян: фасоль,

горох.

2.Пальчиковая игра «Снегири»

3.«Птица» - обводка трафарета, штриховка по показу в разных направлениях.

«Домашние

животные»

Совершенствовать графические умения и навыки, закреплять умение обводить рисунок по точкам и штриховать мелкими штрихами.

1.»Маленький конструктор»-

выкладывание из геометрических фигур животных.

2.Пальчиковая игра «На ладошку села кошка».

3.Обвести котенка по точкам и штриховать мелкими штрихами.

«Домашние

птицы»

Развивать мелкую моторику пальцев рук.

Продолжать учить штриховать мелкими штрихами.

1. «Накормим птичек»- скомкать бумагу в маленькие комочки.

2.»Птицы хотят пить»- работа с водой и пипеткой.

3. «Цыпленок» (штриховка)

«Транспорт»

Развивать зрительно двигательную координацию и моторику пальцев рук.

Закрепить назначение транспорта.

Продолжать учить складывать фигуры из бумаги.

1.Рисуем машину пальчиками на крупе.

2.Игра «Назови вид транспорта и его назначение»

3.«Машина» (оригами) .

«Этикет»

Продолжать работать над развитием мелкой моторики.

Учить работать с бумагой.

1.Пальчиковая гимнастика «Солнышко»

2. Массаж ладошек. Прокатывание колючего мяча между ладошек.

3.Изготовление Валентинки из бумаги.

«Наша Армия».

Продолжать развивать зрительно моторные функции.

1.Из риса выложить салют по нарисованному контуру.

2.Пальчиковая игра «Солдаты».

3.Штриховка «Танк».

«Весна»

Продолжать работать над развитием мелкой моторики, координацией движений.

Учить работать с крупой.

1.»Потекли ручейки» - рисование пальцами на крупе.

2.Нанизывание пуговиц - называние (чередование: маленькая, большая и т.д.)

3.Аппликация из пшена «Солнышко»

«Мамин праздник»

Развивать мелкую моторику.

Учить действовать по словесной инструкции.

Продолжать учить складывать цветы из бумаги.

1.Завязываем бантик на подарке

2.Смотать клубок для бабушки.

3.Открытка для мамы. (оригами)

«Комнатные

растения»

Продолжить работать над развитием мелкой моторики, координацией движений.

Учить штриховать в разных направлениях.

1.П \и «На окошке в горшочке»

2. Обрывание цветка по контуру.

3.Штриховка цветка в горшке.

«Дикие животные»

Продолжать работать над развитием зрительно - моторных функций.

Познакомить с новым видом штриховки: клубок.

1. Игра «Кто, где живет?» Обвести трафарет животного, вырезать его и поместить туда, где он живет.

2.Игра «Кто, чем питается?» В сухом бассейне определить на ощупь предмет, назвать и сказать, кто это есть.

3.Штриховка диких животных.

«Перелетные птицы»

Упражнять в выкладывании фигур из палочек.

Работать над развитием зрительно моторных функций.

Продолжать учить работать с ножницами.

1.Пальчиковая игра «Встреча птиц.

2. «Домик для скворца»- выкладывание из палочек по принципу «колодца»

3.Обвести птицу по трафарету и вырезать птицу.

«Весенние цветы»

Учить работать с трафаретами и

шаблонами. Продолжать учить

работать с бумагой.

1.Упражнение «Мотылек».

2.Работа с трафаретами (в парах), изготовление зашумленных картинок.

3.Коллективная аппликация «Весенний луг».

«Мой город»

Упражнять в работе с трафаретами.

Учить ориентироваться на микроплоскости.

1.Что спряталось в комочке»- разглаживание смятых в комочек трафаретов автобусов из бумаги, обводка, штриховка.

2.Пальчиковая гимнастика «Дом».

3.Выложить дом пластилиновыми жгутиками по контуру.

«Правила дорожного

движения»

Учить работать с ножницами.

Продолжать учить прикладывать

пластилиновые колбаски по контуру.

1.Пальчиковая гимнастика «Лодочка»

2.Обвести транспорт по трафарету и вырезать.

3.Пластилинография «Светофор»

«Рыбы».

Продолжать работать над развитием мелкой моторики.

Развивать зрительное внимание, память.

1.Пальчиковая игра «Рыбка»

2. Упражнение «Чего не хватает»

3.Пластилинография. Коллективная работа «Рыбки в аквариуме»

«Насекомые»

Продолжать работать над развитием зрительно моторных функций.

Совершенствовать графические навыки.

Продолжать учить работать с пластилином.

1.Пальчиковая игра «Сороконожка»

2. «Нес однажды муравей» - перекладывание гороха из одной емкости в другую.

3. Пластилинография «Гусеница».

«Лето»

Продолжать работать над развитием мелкой моторики

Совершенствовать память, внимание, логическое мышление.

1. «Быстрые ножки» - «ходьба» указательным и средним пальцами в крышках от пластиковой бутылки.

2.Пальчиковая игра «Пчелы»

3.Коллективная аппликация «Лето».

Диагностика

Обследование мелкой моторики.

Диагностический инструментарий.

Обследование мелкой моторики рук.

Литература.

Большакова С.Е. Формирование мелкой моторики рук. Игры и упражнения.

Гаврилова С.Е. Большая книга развития мелкой моторики для детей 3-6 лет.

Ярославль: Академия развития, 2009.

Новиковская О.А. .: АСТ; СПб.; Сова 2007.

Сахарова О. М. Готовим руку к письму. Москва. РОСМЭН. 2008.

«Н. Рымчук «Пальчиковые игры и развитие мелкой моторики»

Ростов н/Д: Владис: РИПОЛ классик, 2008

Лыкова И.А. «Программа художественного воспитания, обучения и развития

детей 2-7 лет. Изд. «Карапуз» 2005.

Соколова С.В. «Оригами для самых маленьких». Детство-пресс 2010.


Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста, дошкольного периода занимает умы родителей, обеспокоенных будущим обучением ребенка в школе. В нашей статье вы узнаете, что такое мелкая моторика, как и зачем ее развивать.

Определение

М. Монтессори, В.А.Сухомлинский, А.Р. Лурия, другие психологи, педагоги и физиологи посвятили жизнь изучению свойств и особенностей мелкой моторики. Они обнаружили зависимость уровня развития речи дошкольников от организации движений пальцами, кистями. Точность выполнения манипуляций зависит от развития мелких мышц. При застегивании пуговок, рисовании, лепке усиливается работа речевых отделов мозга.

Мелкая моторика рук скоммутирована с сознанием, мышлением, пространственной ориентацией, памятью, со зрением. Это важно и для развития речи, успехов в обучении ребенка, дальнейшей жизни уже взрослого человека.

Таким образом, под понятием логопедического термина “мелкая моторика рук ” подразумевается комплекс умственных и физиологических процессов. Задействуются зрительная, костная, мышечная, нервная системы. От слаженности их взаимодействия зависит точность, совершенность моторики пальчиков и скорость развития речевой функции.

Диагностика

Обследование уровня развития физиологических особенностей мелкой моторики у детей – это важный этап коррекционной, развивающей работы.

Диагностику проводят логопеды, дефектологи, неврологи, педагоги детских садов.

Особенность проведения обследования заключается в том, что ребенок повторяет манипуляции за педагогом. Для проведения занятия создайте непринужденную обстановку, лучше использовать игру. Задания делятся по возрасту обследуемых.

Для обследования развития мелкой моторики рук у детей 3-4 лет используются следующие упражнения:

  1. Прикосновение указательными пальчиками к носу с закрытыми глазами.
  2. Сгибание фаланг на обеих кистях поочередно.
  3. Выполнение двух противоположных действий одновременно. Например, одну ручку сжимает в кулак, а пальцы другой разжимаются.
  4. Складывание большого и указательного пальцев в кольцо.
  5. Манипуляции с пуговицами: расстегивание, застегивание.
  6. Перекладывание мелких предметов со стола в коробочку.

Анализ уровня развития мелкой моторики рук у детей 4-5 лет проводится следующим образом:

  1. Ребенок должен нарисовать прямую, ломаную линию.
  2. Нанизывать пуговки на нить.
  3. Вытягивать указательный, средний пальчики.
  4. Погладить большим пальцем все остальные пальцы.
  5. Разрезать бумагу на ровные полоски.
  6. Выполнить движение щепоть и распрямить ладошку обратно свободно.

Нормы

Развитие мелкой моторики рук у детей происходит постепенно. К определенному возрасту ребенок должен выполнять следующий набор действий, соответствующий уровню физиологического, умственного развития:

  • В 2-2,5 года малыш умеет расстегивать липучки, большие пуговицы, проталкивает мелкие предметы в отверстия, снимает прищепки, размашисто рисует. Осваивает простые упражнения пальчиковой гимнастики.
  • В 2,5 – 3 года откручивает крышки, рисует пальцами, лепит куличики, копирует линии. Умеет нанизывать бусинки на жесткую нить, проволоку, разрезать лист бумаги, собирать крупу ложкой в емкости и переносит ее в другую баночку.
  • В 3 -3,5 года рисует ровные линии, обводит пунктиры, повторяет простые фигуры по образцу карандашом, лепит шарики, колбаски из пластилина. Умеет застегивать и расстегивает все виды замочков, пуговиц, хорошо выполняет пальчиковую гимнастику, свободно владеет ножницами.
  • В 4 года правильно держит карандаш, рисует шестигранники, звезды, вырезает любые геометрические фигуры. Умеет сортировать мелкие предметы, разворачивает обертки, нанизываеть мелкие бусы на нить лепить фигуры из теста, пластилина, завязывать узлы, повторяет пальчиком в воздухе контуры предметов.
  • В 5 лет копирует буквы, цифры, складывает бумагу в несколько раз, рисует дом. Умеет определять мелкие предметы на ощупь, шнуровать ботинки, ловить мяч двумя ручками. В старшем дошкольном возрасте навыки развития мелкой моторики у детей заключаются в том, что руки, пальцы уже сформированы для овладения письмом.
  • В 6 лет дошкольник копирует сложные фигуры карандашом, части тела человека, ловит брошенный предмет одной рукой, может выполнить зеркальное отображение. Умеет играть на клавишном инструменте, заплетает косички, почти полностью овладевает возможностями моторики рук к 1 классу.

Развитие навыков у детей 2-3 лет может проходить индивидуально, с небольшими отклонениями. Чаще всего они быстро догоняют сверстников. При обнаружении на диагностике сильных отклонений от норм, например, выполняется 1-2 задания из 6 правильно или средне, можно говорить о нарушениях в интеллектуальном, физиологическом плане. Коррекцию развития проводят специалисты, чаще всего детям хватает одного года полноценных занятий с педагогом, чтобы войти в возрастную норму, устранить отставания в развитии речи.

Если к 3-4 годам малыш не может держать правильно карандаш, не складывает пирамидку, не удерживает ложку, ножницы в руке, не ловит, не кидает мяч, то нужно срочно обращаться к специалистам. Эти показатели свидетельствуют о серьезных отклонениях в развитии, воспитании.

Развиваем мелкую моторику

Для детей младшего дошкольного возраста используются следующие занятия.

Массаж

Используется самомассаж и помощь взрослых. Проводят 2 раза в день, используют как разминку перед рисованием, лепкой. В комплекс упражнений входит:

  • Разминание ладоней, кистей.
  • Погружение ладошек в сухой бассейн с песком крупой, крышками от пластиковых бутылок и т.д.
  • Использование приспособлений: ежиков, колечек для пальцев, шариков “марлбс”.

Массаж ладоней нужно делать упругими движениями, растирать кожу докрасна. Можно использоватьподручные средства, например, карандаш, орехи. На первом занятии обучите дошкольникам правильным массирующим движениям, что он мог прикладывать необходимое количество сил для разминания рук.

Орех катается между ладоней, удерживается по краям на весу. Карандашик просовывают между пальчиками, фиксируют в определенном положении.

Малышам в возрасте 3-5 лет подойдут следующие упражнения для самомассажа:

  • Прищепка
    Разминаются подушечки пальцев с помощью бельевой прищепки. Кожа прикусывается легкими, но ощутимыми движениями. Прищепка как бы кусается. Обязательно провести процедуру на обеих ручках.
  • Разминка с помощью Су-Джок
    Это специальные мячики с шипами для развития мелкой моторики рук. Упражнения улучшают кровоток, разминают и тренируют мышцы.
    Дети катают их по ладоням сверху вниз.

Важно не забывать о здоровьесбережении, кожа рук, пальцев должна быть чистой, без царапин, подготовленной к массажу.

Пальчиковые игры

Необходимы для развития речи и координации движений, разминки мышц ладоней, фаланг.

  • Ножки

Пальцы делают шагательные движения по столу

Дети изображают пальцами очки, образуя круги с помощью большого и указательного пальцев. Подносят их к глазам.

  • Идем за грибами

Считаем пальчики: раз, два, три и т.д. Загибаем каждый палец поочередно, проговаривая стишок о том, как пальчики искали грибочки, кулачок не разжимаем.

  • Стул и стол

Изображаем кулачком и ладошкой стол, меняйте положение рук поочередно. Потом стул: поднесите к кулачку раскрытую ладонь, приставьте ее к одной из сторон кулака.

  • Лодочка

Используется стих:
Лисенок в лодочке плывет (ладошки сложены в виде лодки),
Зайчонка в лодочку зовет (малыши машут, призывая друга).

  • Ножницы

Ребенок изображает пальцами ножницы, делает характерные движения, будто режет ткань.

Пальчиковые краски

Развитие мелкой моторики происходит быстрее посредством изобразительной деятельности. Используйте современные методы и материалы для рисования. Одним из них являются пальчиковые краски.

Рисуйте фигуры, пейзажи, большие композиции по образцу или фантазийно.
С ребенком 1-2 лет рисуйте линии, круги. С детьми с 3-4 лет – животных, дома, машины, геометрические фигуры.

Для работы со старшими дошкольниками распечатайте для рисунков сложные образцы, с необходимостью использовать большое количество оттенков, изображением многоугольников, цифр, букв.







Аппликация

Занимательный метод для занятий с детьми всех возрастов. Дети с 4-5 лет уже вырезают фигуры крупных и мелких размеров. Умеют приклеивать бумагу к картону, размещать элементы произведения на листе.

Используйте для аппликаций конструкции с небольшими деталями. Например, осеннее дерево с множеством маленьких листочков на кроне, или аппликацию в форме рыбки, где нужно вырезать каждую чешуйку отдельно.

В качестве материала подойдет цветная бумага, салфетки, гофрированный картон, природные средства (палочки, камушки, песок, крупа).

Из скрученных салфеток получаются отличные цветы. Материал можно не только крутить в шарики, но и рвать на части, приклеивая кусочки друг на друга.

Из цветного риса и манки можно сделать овечку. На листе рисуется контур овечки, он покрывается клеем ПВА, затем на туловище посыпается манка, а ножки и рога выполняются из риса.

Лепка

Для занятий используется пластилин различной жесткости, тесто, кинетический песок.

Малышам в возрасте 2-4 лет подойдет мягкий пластилин. Их нужно обучить катать колбаски, шарики, конструировать простые фигуры, прикрепляя их к картону.

Дети постарше уже могут выполнять и сложные задания. Например, картину из пластилина разными способами.

Используйте метод размазывания и конструирования. Обязательно наглядно показать ребенку как соединяются детали, как изготовить мелкие части и использовать цветные элементы.



Во время занятий развивается не только моторика, но и творческий потенциал ребенка, расширяется кругозор, знания о цвете, форме, размере, фактуре материала. Изобразительная деятельность вырабатывает навык усидчивости, целеустремленности.

Как проводить занятия

  • Занимайтесь с ребенком регулярно, уделяя внимание массажу, играм, гимнастикам, творческим занятиям.
  • В 2-3 года достаточно массировать кисти, пальчики 3-5 минут. Потом выполнить 1-2 упражнения гимнастики с произношением небольших стишков. Пару раз в неделю проводите занятия по лепке, обучению рисованию.
  • К 4-5 годам увеличьте время самомассажа до 10-15 минут 2 раза в день. Выполняйте пальчиковую гимнастику не менее 20 минут в день. Рисовать или лепить ребенок должен ежедневно.
  • В старшем дошкольном периоде заниматься можно более 30 минут без перерыва. Чередуйте массаж, тренировку пальчиков и кистей в одном занятии. Лепите, рисуйте с ребенком вместе, обязательно включайте в композицию сложные элементы, изображение букв и цифр.
  • Основной принцип занятий – это систематичность, последовательность. Учитывайте особенности развития детей при подборе материалов, карточек, стихов, заданий.

В детском саду есть стенды, методические рекомендации для родителей о том, как развивать мелкую моторику рук у ребенка. Советуйтесь с педагогами и повторяйте пройденный в ДОУ материал дома.

Надежда Сураева
Картотека игр для развития мелкой моторики детей 3–4 лет

Какой формы предмет (или жмурки на месте)

Цель игры: развитие мелкой моторики, тактильной чувствительности.

Необходимые материалы и наглядные пособия: игрушки, платок, пустые ящики или коробки.

Ход игры: завяжите ребенку глаза платком, дайте в Руки игрушку и предложите угадать, что именно вы ему дали. При правильном ответе откладывайте ее в правый ящик, при неправильном - в левый. В конце игры посчитайте количество правильных и неудачных ответов.

Каждый раз, когда вы будете проводить эту игру, необходимо к привычным для ребенка игрушкам добавлять совершенно неожиданные предметы, это будет заставлять работать воображение малыша.

Наиболее весело проходит игра, если играют несколько человек, а в конце задания проводятся совместное сравнение полученных результатов, поиск и устранение ошибок.

Хвалите ребенка, подбадривайте, вселяйте ему уверенность в собственных силах.

Проведение игр и упражнений в "Сухих пальчиковых бассейнах"

Опустить кисти рук в «бассейн», «помешать» горох, одновременно сжимая и разжимая пальцы рук.

В миску сыпали горох

И пальцы запустили,

Устроив там переполох,

Чтоб пальцы не грустили.

«Кто больше?» Ребенок большим и указательным пальцами берет горошину и удерживает ее остальными пальцами (как при сборе ягод, потом берет следующую горошину, потом еще и еще - так набирает целую горсть. Можно делать это одной или двумя руками.

"Напрягаем пальцы "

Опустить кисти рук в «сухой бассейн». Растопырить пальцы, напрягать их как можно сильнее, а затем расслабить и слегка пошевелить пальцами.

Только уставать начнем,

Сразу пальцы разожмем,

Мы пошире их раздвинем,

Посильнее напряжем.

«Найди спрятанный предмет» На дне «бассейна» спрятать игрушки из киндер-сюрпризов. Опустить кисти рук в «бассейн», «помешать» фасоль, затем найти и достать игрушки.

Игра «Чудесный мешочек»

Цель игры:

Упражнять детей определять, что это за предмет,

по характерным внешним признакам, то есть по форме.

Также ее можно использовать для развития речи и воображения.

Ход игры: Для игры понадобится тканевой мешочек из плотной

непрозрачной ткани, в который помещаются разные по

форме и фактуре предметы. Предлагаю определить на

ощупь каждый предмет, не заглядывая в мешочек.

Также вы можете спрятать в него геометрические фигуры, ребенок должен угадать на ощупь, какая фигура спрятана

Рисование на манной крупе

Взаимодействие с манной крупой стабилизирует эмоциональное состояние. Наряду с развитием тактильно-кинестетической чувствительности и мелкой моторики, мы стараемся научить детей прислушиваться к себе и проговаривать свои ощущения. А это, в свою очередь, способствует развитию речи, произвольного внимания и памяти. Но самое важное - ребенок получает первый опыт рефлексии, учится понимать себя и других. А рисование на манной крупе - радостный, вдохновенный труд, к которому ребенка не надо принуждать. А знаете ли вы, что рисовать можно даже без кисточки, а именно пальчиками. Такое оригинальное рисование расковывает творческие возможности ребёнка, позволяет почувствовать материал, его характер и настроение.

Массаж ладоней и пальцев рук

Для ребенка раннего дошкольного возраста, трех-четырех лет очень важно делать массаж рук для развития мелкой моторики. Если начать делать такой массаж рук детей с раннего этапа развития, то у детей быстрее развивается речь, память, подвижность пальцев и отмечается слегка ускоренное развитие.

Существует огромное количество типов такого массажа, но мы предлагаем вам массаж при помощи колючего небольшого шарика. Кроха будет сам заинтересован покрутить новый предмет, и массаж будет проходить на ура. Чтобы сделать его, нужно:

Положить мячик между ладоней рук крохи, придать пальчики друг к другу и покатать мячик взад и вперед.

Исходное положение то же, только теперь движения мячика будут по кругу.

Предложите держать мячик подушечками пальчиков и покрутите его по столу, как будто крутите крышку на бутылке.

Опять держите мячик подушечками пальчиков и надавите на него несколько раз.

Бельевые прищепки

Прекрасным орудием для развития пальцев и кисти рук является обычная хозяйственная прищепка. Их можно использовать как для закрепления навыка открывания прищепки, прикрепляя прищепки к любым предметам – тарелки, картонки, картинки.

Цеплять прищепки к натянутой веревке;

Прикреплять к фигуркам из картона (лучики к солнцу, иголки к ёжику, ветки к ёлочке и т. д.)

Прикреплять к картинкам, выполняя задания «Кто что ест», «Кто где живёт».

Игра «Мозаика из бросового материала»

Цель игры:

формирование навыков работы с бросовым материалом,

развивать фантазию ребенка.

Ход игры:

Подберите по желанию пуговицы разного цвета и размера или

разноцветные пробки от пластиковых бутылок.

Предложите ребенку выложить рисунок, это может быть

неваляшка, бабочка, снеговик, мячики, бусы и т. д.

После того, как ребенок научится выполнять задание

без вашей помощи, предложите ему придумывать

свои варианты рисунков. В таких играх мы закрепляем

формирование сенсорного эталона – цвет, а если

использовать пуговицы, то и сенсорного эталона

– форма (круг, квадрат, треугольник, овал).

«Найди пару»

Цель игры: научить детей определять назначение предметов;

устанавливать причинно-следственные связи между явлением

окружающей жизни и предметов; устанавливать связь между

предметом и пользой от его использования.

Материал к игре: набор карточек, разделенных на две

половины: на одной половине – предмет, на другой –

изображение (например: мороз-шуба и т. д.).

Ход игры: воспитатель выкладывает все карточки изображением

вниз. Участники игры набирают одинаковые количество карточек

и договариваются об очерёдности. Первый участник игры

выкладывает любую карточку изображение вверх. Следующие

участники игры по очереди выбирают из имеющихся у них

карточек такую, на которой изображен подходящий предмет,

и поясняют удобство от его использования.

Например: «на улице идёт дождь, поэтому нужен зонтик».

Игра заканчивается, когда один из участников

выложит все свои карточки.

«Узнай фигуру»

Цель игры:

совершенствовать восприятие формы; развивать

произвольное внимание; развивать быстроту движений.

Материал: карточки с изображением геометрических

фигур – квадрата, треугольника, круга или предметы,

похожие на эти фигуры, - колесо, пирамидка, модули.

Ход игры:

Ведущий знакомит детей с заготовленными

геометрическими фигурами, которые раскладывает в

разных частях зала, и объясняет правила игры. По сигналу

дети произвольно перемещаются по залу, выполняя

различные движения. После того как ведущий называет одну

из фигур, например «Квадрат», дети должны быстро

построиться вокруг этой фигуры.

Отмечаются дети быстро и правильно выполнившие задание.

Игра «Шагаем в пробках»

Цель игры: Развивать у детей моторику рук.

Тренировать память с помощью стихотворений.

Ход игры:

Но не стоит далеко убирать пробки, они могут помочь

нам еще и в развитии мелкой моторики и координации

пальцев рук. Предлагаю устроить «лыжную эстафету».

Две пробки от пластиковых бутылок кладем на столе резьбой вверх. Это - «лыжи». Указательный и средний пальцы встают в них, как ноги. Двигаемся

на «лыжах», делая по шагу на каждый ударный слог.

Мы едем на лыжах, мы мчимся с горы,

Мы любим забавы холодной зимы.

А если забыли стихотворение про «лыжи»,

тогда вспомним всем известное… Какое? Ну, конечно!

Мишка косолапый, по лесу идёт…

Здорово, если малыш будет не только «шагать»

с пробками на пальчиках, но и сопровождать

свою ходьбу любимыми стихотворениями.

«Сапожок»

Цель: учить детей шнуровать, развивать мелкую моторику рук.

Дидактический материал: упаковка от маленькой пластиковой бутылки, шнурок.

«Найди на ощупь»

Цель: закрепление и развитие мелкой моторики, массаж рук, пальцев рук, повышение чувствительности пальцев. Развитие классификации по различным признакам.

Дидактический материал: емкость, на дне которой спрятаны различные предметы (пуговицы, геометрические фигуры, мелкие игрушки по темам: «Посуда», Животные», «Транспорт» и др.)

Ход игры: ребенок на ощупь ищет какой-либо предмет или описывает его. Ребенок может перемещать руку в коробке, щупая и трогая предметы.

Анна Лобанова
Упражнения для развития мелкой моторики ребенка

Развитые детские пальчики - это залог интеллектуального развития малыша .

Известный педагог Сухомлинский как-то сказал, что ум ребёнка находится на кончиках пальцев. Действительно, ловкие детские пальчики - это залог полноценного интеллектуального развития малыша . Ребёнок с хорошо развитой мелкой моторикой рассуждает и фантазирует, у него хорошо развиты речь , память и зрительное восприятие.

Следствие слабого развития общей моторики , и в частности - руки, общая неготовность большинства современных детей к письму или проблем с речевым развитием . С большой долей вероятности можно заключать, что если с речью не все в порядке, это наверняка проблемы с моторикой .

Однако даже если речь ребенка в норме - это вовсе не значит, что ребенок хорошо управляется со своими руками . Если в возрасте 4-5 лет завязывание шнурков вызывает у ребенка затруднения , а из пластилина кроме шариков и колбасок ничего не лепится, если в 6 лет пришивание настоящей пуговицы - невыполнимая и опасная задача - значит, и ваш ребенок не исключение .

К сожалению, о проблемах с координацией движений и мелкой моторикой большинство родителей узнают только перед школой. Это оборачивается форсированной нагрузкой на ребенка : кроме усвоения новой информации, приходится еще учиться удерживать в непослушных пальцах карандаш.

Большую помощь в развитии мелкой моторики оказывают игрушки . Поэтому внимательно относитесь к их выбору.

Следует помнить, что развитие тонкой координации движений и ручной умелости предполагает известную степень зрелости структур головного мозга, от них зависит управление движениями руки , поэтому ни в коем случае нельзя ребёнка заставлять.

Помочь развитию малыша могут не только красивые пособия из дорогого магазина, но и самые обычные, примитивные на первый взгляд вещи. Наверняка в вашем хозяйстве найдутся запасы отслуживших свое пуговиц, картонные коробки от конфет, прищепки, капсулы от «киндер-сюрпризов» и другие мелочи. Взяв эти предметы, вы можете провести с ребенком много интересных развивающих игр .

Полезно катать по столу каждым пальчиком по очереди камешки, бусины, стеклянные шарики. Только делать это ребёнок должен под вашим присмотром.

Хорошо развивает всевозможное нанизывание : колечек на штырь пирамидки, крупных бус и пуговиц на толстую нитку или проволоку.

Покажите ребёнку, как завязывать узлы и бантики.

Учите малыша застёгивать пуговицы, крючки, замочки, молнии, кнопки.

Купите маленькие волчки и научите кроху запускать их.

Делайте с ребенком гимнастику для рук

Скажите малышу, чтобы хлопал в ладоши вместе с вами. Задавайте темп и громкость.

Пусть изобразит шагающего человечка – пройдётся по столу указательным и средним пальчиками сначала одной, а потом другой ручки.

Пусть соберёт все пальчики в щепотку, а потом быстро раскроет.

Дело за большим пальчиком : он должен по очереди «поздороваться» со всеми остальными, прикоснувшись к ним.

Кисти обеих ручек нужно соединить так, чтобы пальчики совпали, а затем раздвинуть их, после чего скрестить

Пальчиковые игры.

Пальчиковых игр быть много не может. Играть в них лучше каждый день. Но чтобы сохранить интерес ребенка – их нужно обновлять. А потом можно возвращаться к уже позабытым.

Их удобно использовать в любой момент – когда надо развлечь ребенка при вынужденном ожидании. А кроме этого – они отлично подходят в момент сидения за столом. В них можно играть до еды или после, как полезное развлечение до , во время, после рисования, лепки и т. д. Это может стать полезной и веселой традицией – поели и сразу после этого поиграли.

"Повтори движение"

Взрослый, садясь напротив ребенка , делает пальцами своей руки какую-либо "фигуру" (какие-то пальцы согнуты, какие-то выпрямлены - любая комбинация) . Ребенок должен точно в такое же положение привести пальцы своей руки - повторить "фигуру". Задание здесь усложняется тем, что ему ее еще необходимо зеркально отразить (ведь взрослый сидит напротив) . Если данное задание вызывает у ребенка сложности , то сначала можно потренироваться, проводя упражнение сидя рядом (а не напротив ребенка ) . Так ему будет легче копировать положение пальцев руки.

Фонарики

Фонарики зажглись!

(сжатые в кулак пальцы резко и одновременно на двух руках разжимаются)

Фонарики погасли!

(пальцы сжимаются в кулак)

Усложненный вариант – поочередно сжимать и разжимать пальцы рук (например – левая рука в кулаке, в этот момент правая – с разжатыми пальцами) под следующий стишок :

Мы фонарики зажжем,

А потом гулять пойдем!

Вот фонарики сияют,

Нам дорогу освещают!

Две руки одновременно сжать в кулаки и поставить на стол (коленки, затем одновременно пальчики выпрямить и прижать к столу ладони. Повторить 3-5 раз.

Кулачок -ладошка.

Я иду, как кошка.

Усложненный вариант – левая в кулачке, правая - ладошкой. И меняем.

Месим тесто

Тесто мнем, мнем, мнем!

Тесто жмем, жмем, жмем!

(очень энергично сжимаем руки в кулаки и разжимаем – одновременно на двух руках или поочередно)

Пироги мы испечем

(делаем движения, как будто лепим снежки)

Игры с предметами домашнего обихода.

Возьмите решетку для раковины (обычно она состоит из множества клеточек) . Ребенок ходит указательным и средним пальцами, как ножками, по этим клеткам, стараясь делать шаги на каждый ударный слог. "Ходить" можно поочередно то одной, то другой рукой, а можно - и двумя одновременно, говоря :

Берем пельменницу. Ее поверхность, как вы помните, похожа на соты. Малыш двумя пальцами (указательным и средним) изображает пчелу, летающую над сотами.

Насыпаем в кастрюлю 1 кг гороха или фасоли. Ребенок запускает туда руки и изображает, как месят тесто.

Печем хлебные палочки

3-4 летние малыши вполне могут вам помочь испечь хлеб (ну ладно, хлебные палочки! Главное - дайте им в чистые руки уже готовое тесто и попросите раскатать кусочки теста в колбаски. Им очень понравится это занятие, но еще больше им понравится сам хлеб, когда он приготовиться.

Игры с веревочкой

Вам понадобится средняя по толщине, достаточно мягкая веревочка. Это может быть шнурок от обуви, отделочная тесьма. Главное, чтобы веревочка могла принимать нужную форму.

Сначала попросим ребенка выложить узоры по предложенным образцам, а затем - придумываем и выкладываем свои узоры и фигурки.

Игры с крупами

Мешочки, наполненные крупой

Сшейте несколько маленьких мешочков и наполните их горохом, фасолью, рисом и другой крупой. Должно получиться по два-три мешочка с одним и тем же наполнителем. Предложите ребенку найти на ощупь одинаковые мешочки.

Игры с пуговицами

Дети любят играть с пуговицами. Чтобы разнообразить это занятие вам понадобятся разноцветные плоские пуговицы.

Смешайте несколько различных комплектов пуговиц и предложите ребенку их рассортировать .

Игра развивает внимание , восприятие.

Складывайте пуговицы в стопочки (башенки) . Соревнуйтесь с ребенком , чья стопочка будет выше.

Лепим из пластилина

Дети любят повторение, очень хороший, удобный и интересный вариант игры с пластилином.

1. Распечатайте раскраски с крупными изображениями. Изображение должно быть таким, чтобы его нужно было дополнить. вырастить яблочки, украсить торт,. фантазируем и придумываем свои варианты.

2. Раскраску положите в файл, и заклейте по краю скотчем

3. Предложите малышу отрывать кусочки пластилина и украшать картинку. Не забудьте создать игровую ситуацию и рассказать малышу что-то новое. Покажите, как вы сами будет лепить.

Открытки и коробки от конфет

Возьмите крышку от конфетной коробки и обрежьте края, получится прямоугольная картинка. Разрежьте картинку на 2-3 части для трехлетнего ребенка , на 3-4 части для ребенка 4 лет , на множество кусочков для ребят постарше. Покажите ребенку рисунок , а затем «сломайте» и предложите собрать картинку

Аппликации

Это не простые аппликации!

Для них мы бумагу не режем, а рвём!

Сколько интересного можно придумать еще до выполнения аппликации! Научите ребенка рвать бумагу . Для малышей это сложный вид работы. Малыши могут рвать бумагу просто, а детки старше, пусть рвут по линиям, которые вы нарисуете. Подуйте на кусочки бумаги сильно и слабо, на один кусочек и на всю кучку. Это поможет развить речевое дыхание и доставит массу удовольствия малышу.

Игры - шнуровки

Марии Монтессори :

- развивают сенсомоторную координацию , мелкую моторику рук ;

- развивают пространственное ориентирование, способствуют пониманию понятий "вверху", "внизу", "справа", "слева";

Формируют навыки шнуровки (шнурование, завязывание шнурка на бант) ;

Способствуют развитию речи ;

- развивают творческие способности;

Косвенно готовят руку к письму;

-развивают усидчивость .

Екатерина Михайловна Пашкина

Главный врач ЦКБ г.Омска

Время на чтение: 5 минут

А А

Последнее обновление статьи: 04.06.2019

Ваш малыш растет и развивается, с каждым днем и месяцем у него появляется все больше навыков и умений, а хаотичные движения его маленьких ручек становятся все более скоординированными и уверенными. Активное развитие мелкой моторики крохи начинается еще до того, как ему исполнится один год. Он учится захватывать игрушки и погремушки, держать соску или бутылочку, брать пальчиками небольшие предметы. Задача родителей как можно чаще проявлять инициативу, придумывая различные занятия для совершенствования мелкой моторики своего чада.

Зачем нужно развивать моторику?

Дело в том, что развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста напрямую связано с формированием их речевых функций. Это обусловлено тем, что в мозгу любого человека, в том числе маленького, области, отвечающие за речь и за движение пальчиков, располагаются очень близко друг от друга и связаны между собой большим количеством нейронных связей. Исходя из этого, чем чаще и активнее вы делаете со своим чадом различные упражнения на повышение ловкости пальцев, тем крепче становятся эти связи, а значит быстрее и правильнее формируется его речь.

Ученые доказали: чем более тонкую работу пальчиками способен выполнять ребенок, тем раньше он научится разговаривать. Зона мозга, отвечающая за эту функцию, связана также с отделами, отвечающими за память, внимание, воображение и координацию, а, следовательно, за общее развитие важных психических функций организма.

В современном мире вопрос о развитии у детей моторики стоит очень остро и актуально, связано это с образом жизни сегодняшнего подрастающего поколения. Во времена наших прародителей отсутствовала автоматизация процессов, а значит вся домашняя работа делалась вручную. Вспомните как наши бабушки перебирали крупу или бобы, стирали руками белье, шили, вязали, сворачивали нитки в клубок, закручивали болтики или гайки, оттачивая мастерство и сноровку и, без того ловких пальцев. В настоящее время за нас это делают стиральные, швейные и вязальные машины, различные электроинструменты и прочая техника. Поэтому крайне важно начинать специальные занятия в самом раннем детстве. Начиная с простейших упражнений, но постепенно усложняя и расширяя обучающие программы.

Польза развивающих занятий в жизни детей

Кроме положительного влияния таких уроков на психику и речь дошкольника, ловкие и сноровистые пальчики весьма пригодятся в бытовой повседневной жизни. Например, ребенок учится самостоятельно застегивать молнию на одежде, зашнуровывать ботинки, осваивает пуговицы и другие виды застежек. То есть совершенствует навык самообслуживания.

Умение правильно держать в руках карандаш, ручку или кисточку в возрасте 4-5 лет, станет огромным подспорьем в быстром освоении навыка письма и рисования. Зачастую, только отведя сына или дочку в первый класс, родители с удивлением узнают о недостаточно развитой моторике у их чада. Вот тут-то и случаются первые проблемы у начинающего школьника, вместо начертания своих первых палочек и крючочков, и запоминания нового учебного материала он учится правильно держать в пальцах ручку или карандаш. Такая учеба становится для малыша настоящим мучением!

Поэтому начинать тематические уроки с дошкольниками нужно с раннего детства, оптимальным считается возраст 2-х лет, когда кроха уже все понимает и умеет произносить ряд слов, а иногда и предложений. Заниматься развивающей деятельностью нужно регулярно, а не от случая к случаю, лучше, если у вас будет разработана определенная недельная программа и расписан четкий план каждого урока.

Особенности, отклонения и нормы формирования моторики у детей 4-5 лет

Разрабатывая план уроков для детей 4-5 лет, необходимо учитывать особенности их развития и умения, которых они достигли к среднему дошкольному возрасту.

  • В этот возрастной период движения детей все больше похожи на движения взрослых;
  • Полученные в возрасте 2-3 лет навыки становятся более отточенными и совершенными;
  • Дети приучаются к порядку и раскладыванию вещей на свои места;
  • При захватывании какого-либо предмета в ход идет не только ладонь, но и пальцы;
  • Ребятишки учатся рисовать круги и другие фигуры, вырезать и клеить аппликации;
  • Умеют раздеваться и одеваться;
  • Движения рук малыша неразрывно связано со зрением и происходят под неустанным зрительным контролем;

Существуют общепринятые нормы развития детей, которые наглядно описывают что должен уметь дошкольник в возрасте 4-5 лет.

  1. Малыш умеет стучать предметом о предмет;
  2. В состоянии зачеркнуть свой же рисунок;
  3. Умеет рисовать вертикальные линии;
  4. Срисовывает различные геометрические фигуры;
  5. Может взять любой, даже очень маленький предмет двумя пальчиками – указательным и большим;
  6. Может нарисовать человечка с ручками и ножками.

Если большая часть навыков из этого перечня не вызывает у крохи каких-либо затруднений, значит, его моторика формируется согласно установленным нормам.

Если же в поведении и умениях ребенка наблюдаются следующие отклонения, задача родителей и педагогов уделять больше времени и внимания соответствующим занятиям.

  • Движение рук не четкие, а больше похоже на хаотичные;
  • Ребенок не умеет/или плохо умеет себя обслуживать: самостоятельно кушать, одеваться и раздеваться, убирать за собой игрушки.
  • Плохо развиты навыки лепки, рисования, конструирования, аппликации;
  • Нет умения держать ложку, карандаш, ножницы.

Чтобы выявить описанные выше отклонения, родители могут провести ряд тестов, но за точным заключением, конечно, лучше обратиться к специалисту.

  • Прочтите вместе с малышом какую-нибудь потешку, обыгрывая ее различными жестами, а затем предложите ему повторить их за вами;
  • Попеременно на каждой руке сжимать и разжимать кулачки. То есть, сначала левая ладонь раскрыта, правая сжата, затем нужно медленно поменять положение рук, с точностью до наоборот;
  • Попросите кроху пошагать по столу или полу двумя пальчиками руки, указательным и средним, или загнуть поочередно все пальцы, как бы считая;
  • Попросите его собрать пирамидку или матрешку и следите за правильной последовательностью фигурок или колец;
  • Попросите малыша заштриховать линиями разных направлений любую геометрическую фигуру, проследите, чтобы штриховка не выходила за контур.
  • Предложите ему перерисовать любой несложный рисунок, особенно уделяйте внимание правильной прорисовке мелких деталей.

Попросив сына или дочку выполнить эти несложные задания, родители могут подвести итог. Если в возрасте 3-х лет допустимо правильное выполнения 1/3 части предложенных упражнений, то к 5 годам малыш должен уметь делать около 90% упражнений. Если же его умения не соответствуют нормам, родители и педагоги обязаны больше времени уделять занятиям по развитию моторики.

Развивающие занятия для детей 4-5 лет

По достижению ребенком возраста 3х лет, его постоянными спутниками в играх должны стать различные пазлы, мозаика, конструкторы и шнуровки. Занимаясь с детьми, взрослым надо использовать разнообразные «пальчиковые игры».

Игра «Фонарики»

Взрослый комментирует свои действия и говорит: «Фонарики зажглись», при этом разжимая сжатые в кулаки пальцы. Затем «фонарики гаснут», а рука вновь сжимается в кулак. Ребенок, сидящий напротив, должен повторять движения.

Эффективной деятельностью, направленной на развитие мелкой моторики, станет лепка из пластилина или отыскивание в тазике с песком или крупой, различных предметов: бусинок, шариков или пуговиц.

Можно предложить чаду выкладывать пуговицы, очерчивая ими контур какого-либо рисунка или нанизывать бусы с большими отверстиями на тонкую веревочку.

Старайтесь уделять занятиям с ребенком как можно больше времени и ваши труды быстро дадут положительные результаты.

Читайте далее:






2024 © desinfectnn.ru.