Как научиться писать красивым почерком. Как научить детей писать красиво консультация (1 класс) на тему Обучение красивому письму


Пытаясь научить первоклассника писать, родители могут запросто пойти на крайности. Но не всегда принцип «в борьбе все средства хороши» идёт детям на пользу. И не избежать различных неприятных итогов: потраченное впустую время над тетрадкой, крики, вырываемые листы и бесконечное переписывание, далеко не всегда приносящее результаты. Ну а юный школьник будет медленно, но верно терять самооценку и разочаровываться в собственных силах.

Поэтому возникает закономерный вопрос: как научить ребёнка писать красиво, избегая возможных проблем?

Для начала нужно признать тот факт, что любому первокласснику непросто выводить буквы. При знакомстве с ручкой и прописями, рука предательски дрожит, а дети, особенно маленькие, не отличаются терпением и достаточной выносливостью. Письмо для них - большое физическое и эмоциональное напряжение.

В первую очередь, никогда не нужно грубо указывать малышу на ошибки или корявые буквы. Хорошее обучение всегда проходит в позитивном ключе. Нужно не акцентировать внимание на недостатках, а хвалить за старание, не забывая при этом отмечать правильно написанное. И конкретно объяснять, за что именно: слово расположилось ровно на строке, у буквы получился красивый изгиб и т. п.

Если ребёнок проявляет энтузиазм, то можно оценить его работу вместе. Игровая форма любое обучение превращает в удовольствие! Выберите наиболее красивый элемент из всей строки и дайте ему титул короля или королевы тетрадной страницы. И пусть ребёнок торжественно «наградит» букву-победительницу, изобразив над ней корону.

Но не забываем и о необходимых нюансах. Основой красивого почерка должно стать правильное положение за столом. Это поможет равномерно распределить нагрузку и сделать обучение более комфортным. Если же первоклассник будет сидеть неверно, то ему угрожают не только неказистые буквы в тетради, но и быстрая утомляемость. А в длительной перспективе - различные формы искривлений позвоночника.

Облегчат работу ребёнка и подходящие для учёбы пишущие принадлежности:

  • толщина ручки или карандаша не должна превышать 7 мм;
  • оптимальная длина - 15 см;
  • предпочтение стоит отдавать принадлежностям с мягкой накладкой на корпусе, предотвращающей скольжение пальцев.

Обязательно научите ребёнка правильно держать ручку: верный захват не только помогает избежать лишнего напряжения в руке, но и способствует выработке красивого почерка. Для детей существуют специальные насадки-тренажёры, которые способны эффективно научать малышей верно располагать пальцы на пишущих инструментах. Более простой вариант - подыскать ручку с прорезиненной накладкой, на которой имеются углубления для указательного и большого пальцев. При этом не нужно забывать, что они разные для левшей и правшей.

Развитие мелкой моторики также очень полезно, поэтому почаще занимайтесь с ребёнком! Раскрашивание, лепка глиной, солёным тестом или пластилином, игра с конструкторами, плетение из лент или бисера. Даже элементарное застёгивание пуговиц и самостоятельное завязывание шнурков сделают пальцы малыша более ловкими. А значит, и ручку в руках ему будет держать намного проще.

Учим писать прописные буквы - основные этапы

Прежде чем обучать малыша непосредственно азбуке на бумаге, необходимо загодя начать его подготовку. Для этого:

Когда у малыша начнёт получаться, можно переходить к следующему этапу - прописи. Они могут быть как со штриховкой, так и с указанием «оригинала», который нужно повторить самостоятельно. И это совсем необязательно одни лишь буквы. Прописи для дошколят научат детей рисовать ровные или волнистые линии, крючки, различные геометрические фигуры или целые рисунки. Их задача состоит в том, чтобы приучить ребёнка к ручке и письму.

Лишь после того, как рука окрепнет, совершается переход к прописным буквам. Обязательно объясняется, как и в какую сторону необходимо писать тот или иной элемент, процесс показывается на примерах. Проговаривание вслух деталей также поможет детям лучше осмыслить и запомнить принцип, по которому пишется та или иная буква.

Секреты красивого почерка: проблемы и способы их решения

Помимо побед, можно столкнуться и с трудностями. Вот несколько частых проблем, влияющих на качество детского почерка:

Учим писать без ошибок!

Часто первоклассники пишут слова, пропуская в них те или иные буквы. Учителя винят в этом спешку и невнимательность, но истинная причина может таиться в другом: недостаточно практики для развития фонематического слуха. А иногда это является индивидуальной особенностью, когда юному школьнику трудно соотносить услышанные звуки с буквами. В любом случае корректируется проблема систематичной отработкой навыка письма. Предложите ребёнку проговаривать слова вслух, желательно по слогам. Обязательны ежедневные занятия в виде диктантов.

Важно! Внимательно относитесь к детям с нарушениями произношения. Дефекты речи могут отразиться на письме - тогда самостоятельно пытаться исправить ошибки в словах не получится, потребуется консультация логопеда.

Когда «опечатки» совершаются по незнанию орфограмм - дело понятное. Но если ученик пренебрегает изученными ранее правилами, раз за разом ошибаясь в одном и том же месте, то скорее всего, он просто не умеет применять полученные знания на практике. Тогда необходимо не только доступно объяснять, но и закреплять каждую новую орфограмму: тренировочные упражнения на вставку пропущенной буквы, словарные диктанты на основе правила и т. п. При этом ученик должен понимать и уметь объяснить выбранную им букву.

Переход к тетради с широкой линейкой - как помочь ребёнку сохранить красивый почерк?

Рано или поздно детей «переводят» из тетрадей с тонкой линейкой в другие, с широкой. И там уже не всё так просто, появляется необходимость следить за высотой, шириной и наклоном букв. А это, в свою очередь, приводит к появлению дефектов почерка:

  • крупные буквы, которые могут занимать и половину, и сразу всю строку;
  • узкий «шрифт»;
  • слишком маленькие буквы.

Логично, что переход не может быть резким или неожиданным. А в идеале навыки письма школьника должны дойти до уровня автоматизма. Маленькая хитрость, которая поможет плавно перестроиться на новый лад: предложить ребёнку писать в обычных тетрадях с тонкой линейкой, но на «пробельной» строке. Её размер достаточно широк, но в то же время имеется косая разлиновка. Она станет помощником в контроле наклона букв. Другой способ переучивания - комбинированная тетрадь, листы в которой чередуются.

Причины медленного письма

Нормальная скорость шестилетнего ребёнка находится в районе 4–6 знаков в минуту, а у детей на год старше верхняя планка поднимается до 9 за этот же промежуток времени.

Иногда долго учишь первоклассника по всем рекомендациям и правилам, но особого результата не видишь. Буквы вроде как и начинают получаться, но пишет он на удивление медленно. Что может стать причиной?

Почерк каждого человека, как и отпечаток пальца, уникален. Все, что вам нужно, это немного подкорректировать вашу манеру письма, и ваш почерк станет красивым и интересным. Чтобы почерк можно было назвать прекрасным, он должен быть изящным, элегантным, выразительным и привлекательным.

Шаги

Часть 1

Понимание основ
  1. Взгляните на свой почерк. Найдите пример своего почерка - это может быть список покупок или написанная вами история. Вам нужно будет проанализировать его на свойственные вам особенности. Это поможет вам сконцентрироваться на улучшении и украшении слов. Вам нужно понять, пишите ли вы свободной, расслабленной, мягкой или же сжатой и твердой рукой.

    • Определите, какие буквы вы украшаете не задумываясь. Какие из них имеют завитки и росчерки?
    • Взгляните на интервалы между буквами. Они повсюду на странице или распределены более равномерно?
    • Посмотрите на штрихи от ручки или карандаша, который вы используете. Вам нужно научиться сочетать тонкие и толстые штрихи в письме.
  2. Определите, какие мышцы у вас задействованы при письме. Свободный, мягкий почерк определяется мышцами, используемыми при письме. Нужно задействовать не только кисть и пальцы. Красивый почерк требует работы всей руки и даже плеча.

    • Чтобы это определить, напишите абзац обычным почерком. Обратите внимание на задействованные мышцы. Это поможет вам понять, напрягаете ли вы только кисть или всю руку при свободной, мягкой манере письма.
    • Ваши пальцы выполняют роль проводника по странице; но они не должны выполнять всю работу, иначе ваш почерк будет сжатым и тесным.
    • Вам нужно научиться двигать всей рукой и плечом, а не запястьем и пальцами.
  3. Выберите себе пишущие принадлежности. Вам необходимо найти для себя подходящую ручку и бумагу для письма. Все люди разные, но существуют общие понятия, с какими письменными принадлежностями проще выработать красивый почерк. Например, ручка, как правило, лучше карандаша, потому что с ней получаются более ровные линии.

    • Качественная бумага (обычно дороже обычной), а не компьютерная, позволит улучшить ваш почерк, так как вы не столкнетесь с кляксами, каплями и протекшими чернилами. Такую бумагу можно приобрести в канцелярских магазинах.
    • Записные книжки Молескин (итал. Moleskine) хорошо подходят для практики красивого почерка, потому что их бумага помогает сделать письмо более ровным.
    • Люди часто используют перьевые ручки вместо дешевых шариковых, так как качественные письменные принадлежности имеют лучшую подачу чернил. Кроме того, вы можете использовать что-нибудь вроде каллиграфического маркера, который позволит выводить буквы разной длины и ширины благодаря плоскому кончику. Чернила в таких письменных принадлежностях, как правило, более качественные.
  4. Не спешите. Быстрый почерк обычно характеризуется неровными и мелкими символами, вдавленными в бумагу. Пишите неторопливо и изящно, оставляя медленные, ясные линии. Так у вас будут получаться более мягкие штрихи и более целостные линии и завитки. При этом не напрягайте руку и не нажимайте слишком сильно.

    • Пишите так, будто вы пишете по воде.
  5. Тренируйтесь. Здесь как и во всем - для красивого письма требуется практика. Пишите максимально часто, обращая внимание на то, как вы это делаете и какие мышцы напрягаете.

    • Тренируйтесь писать на разлинованной бумаге, чтобы научиться чувствовать интервалы. Интервалы между буквами и словами (они должны быть довольно равномерными) очень важны для красивого письма.
    • Постоянно рисуйте. Рисуйте на полях записной книжки, пока ждете автобус или разговариваете по телефону. Это поможет вам расслабиться и приучиться к красивому письму.

    Часть 2

    Прописные буквы
    1. Начните с алфавита. Возьмите старую тетрадь для прописи, по которой вы занимались еще в начальной школе, и начните тренироваться выводить каждую букву алфавита. Только помните, что все почерки разные, поэтому ваш почерк прописными буквами будет уникальным и наверняка привлекательным.

      • Необходимо, чтобы интервалы между буквами и словами были равномерными. Для этого потренируйтесь на разлинованной бумаге, чтобы буквально научиться чувствовать интервалы.
      • Можно найти много бесплатных тетрадей и учебников для практики письма прописью в интернете или местной библиотеке.
    2. Держите руку правильно. Самый лучший способ писать прописью - это поместить ручку между указательным и среднем пальцами так, чтобы кончики пальцев и большой палец находились рядом с концом ручки или карандаша.

      • Эта позиция поможет облегчить боль в предплечье, запястье и большом пальце.
    3. Научитесь соединительным линиям. Пропись - по сути, это соединения между буквами; она используется при быстром письме. По факту слово «курсив» (cursive - пропись) происходит от латинского cursiva littera , что означает «беглый почерк». Помните об этом, когда делаете соединения между буквами.

      • Соединения - это «воздух» между буквами, когда вы отрываете ручку при обычном письме.
      • Обязательно закрывайте пробелы в верхней части букв. Когда они не закрыты, трудно определить, какая это буква: «а» или «и».

    Часть 3

    Каллиграфический почерк
    1. Убедитесь, что вы правильно сидите. Это значит, что ваши ноги должны твердо стоять на полу, спина должна быть прямой, и вам в общем и целом должно быть комфортно. Ручку при этом тоже нужно держать правильно.

      • Ручка должна находиться между первыми двумя костяшками пальцев, охваченная большим и указательным пальцами. Она должна опираться на средний палец.
      • Для правильной позиции ручки удостоверьтесь, что держите ее под углом в 45 градусов. Чтобы это проверить, нарисуйте прямой угол (90 градусов) карандашом. Затем, из угла плавно двигайтесь вверх, деля угол пополам; должна получиться тонкая линия.
    2. Выберите правильные письменные принадлежности. Важно убедиться, чтобы линии на письме выглядели так, как нужно. Для этого необходимо подобрать письменные принадлежности, которые подходят именно вам.

      • Письменные принадлежности, которые подходят для каллиграфии, - это маркеры, автоматические ручки, перьевые ручки с металлическим или птичьим пером.
      • Вам также понадобится бумага, которая не пропускает чернила. Однако можно попрактиковаться и на обычном тетрадном листе. Проверьте содержание хлопка в бумаге - чем больше хлопка, тем жестче будут линии. Конечно, всегда можно купить специализированную бумагу, а если у вас уже есть набор для каллиграфии, то она уже должна быть включена в него.
      • Что касается чернил, лучше не выбирать индийские, так как лак, содержащийся в них, забивается в кончик ручки и засоряет ее. Лучше всего покупать водорастворимые чернила.
    3. Правильно положите бумагу. Вы должны понимать направление линий, чтобы ваше письмо имело единообразный внешний вид. Вам нужно определить высоту пера - она может быть любой. Шрифт «Italic» в XV веке имел высоту 5 кегль, его мы и будем использовать в качестве примера для правильных линий.

      • Базовая линия - линия, на которой лежат самые нижние точки букв строки.
      • Верхняя линия - линия над базовой строкой, которая меняет свою высоту в зависимости от высоты букв (в этом случае, высота буквы - 5 кегль).
      • Восходящая линия - линия, которой касаются все восходящие буквы. Ее высота должна равняться 5-ти кеглям (или выбранному вами параметру). Восходящие буквы: строчные «б» или «в».
      • Нисходящая линия - линия, которой касаются все нисходящие буквы, такие как «д» или «з». Ее высота должна равняться 5-ти кеглям (от базовой линии).

Приветствую всех читателей блога «ШколаЛа» в новой важной теме.

«Как научить ребенка красиво писать?», — над этим вопросом ломает голову не одно поколение родителей младших школьников. «Как курица лапой!» «В тетради грязь!» «Объясняешь, показываешь, поправляешь – а все равно вместо букв какие-то каракули получаются!» Знакомо? И хочешь ребенку помочь, но вот только как? Что ж, давайте разбираться вместе.

Но только давайте прежде выясним, а надо ли? А может пусть себе ребенок пишет, как Бог на душу положит. Почерк – это же не самое важное в жизни. Тем более, что сейчас во взрослой жизни все в основном на клавиатуре тексты набирают, а не вручную пишут.

Ну так это же во взрослой. А в школе в основном все по старинке, ручки тетрадки и много-много записей. И если ребенок пишет некрасиво и неаккуратно, то ждите снижения успеваемости по всем фронтам. Включая и устные предметы. Ведь учителя географии, истории, биологии тоже хотят видеть в тетрадях чистоту и порядок.

И пока ребенок учится в 1, 2, 3 или 4 классе ситуацию с некрасивым почерком можно поменять. Для этого нужно знать, что влияет на красоту почерка. Чтобы буковка к буковке, циферка к циферке, и все одинакового роста и прям как по линеечке. И тетрадки все хоть на выставку отправляй.

План урока:

Основные составляющие каллиграфического успеха

Развитая мелкая моторика

Ребенок не сможет нормально быстро и красиво писать, если к этому не подготовлена его мелкая моторика. Мышцы руки должны быть готовы к предстоящим в школе нагрузкам. А для этого их нужно развивать.

Для этого подходят такие задания-развлечения как:

  • рисование и раскрашивание карандашами;
  • лепка из пластилина;
  • конструирование из мелких деталей, например, из конструктора «Лего»;
  • бисероплетение;
  • оригами;
  • работа с ножницами;
  • перебирание круп и т.п.

Этим можно заниматься хоть каждый день и не только моторику тренировать, но и удовольствие получать.

Не обращать внимания на развитие мелкой моторики глупо не только с точки зрения красивого почерка, но и с точки зрения развития мышления, памяти, воображения. А без них в школьной жизни никуда.

Крепкая спинка

Казалось бы, как связаны физкультура и спорт с красивым почерком? Оказывается, связь-то прямая! Ровная спинка, крепкий плечевой пояс, надежная осанка, все это позволит ребенку сидеть за партой или за письменным столом правильно, ровненько.

А поза во время занятия письмом также влияет на почерк. Трудновато будет писать красивые буквы, развалясь на столешнице или согнувшись в три погибели.

Так что, «На зарядку становись!» Ежедневный простой комплекс утренних упражнений приблизит ребенка к красивому почерку. Зарядке на блоге «Школала» посвящена , обязательно почитайте.

Правильная ручка

Ручки бывают разные:

  • гелевые и шариковые;
  • тоненькие и толстенькие;
  • гладенькие и шершавенькие;
  • красивые и не очень.

Какую же выбрать для младшего школьника?

В выборе стоит ориентироваться на физиологию детской руки. Кисти рук у нас пока маленькие, не окрепшие. Поэтому толстые, тяжелые «перья» откладываем в сторону.

Здорово, если ручка будет красивой, но, согласитесь, это не главное.

Вибирая между гелевыми и шариковыми предпочтение стоит отдать последним. Гелевые ручки имеют обыкновение резко перестать писать или царапать бумагу, а также гель очень хорошо размазывается по бумаге.

Стержень ручки должен быть тонким и оставлять за собой аккуратный тоненький след. Покупая ручку в магазине проверьте ее в деле, она должна легко и просто скользить по бумаге, не требуя особых усилий.

Если ручка сделана полностью из металла или пластмассы, то это не самый лучший выбор. Пальцы ребенка будут по ней скользить. Лучше выбрать ручечку, у которой на месте ее захвата пальцами есть специальная резиновая накладка с ребрышками или пупырышками.

Ну и еще, учитель наверняка будет вам очень признателен, если вы откажетесь от ручек с кнопками, которыми можно очень весело щелкать на уроках.

Правильный захват ручки

Если ребенок держит ручку вот так

или вот так

Как думаете, получится у него красиво писать? Может и получится, но только письмо будет очень медленным. Поэтому стоит обратить особое внимание на правильное удержание ручки.

А правильно это как? А это когда ручка лежит на среднем пальчике, удерживается подушечкой большого пальца и прикрывается указательным. А мизинец и безымянный служат для опоры руки и скользят согнутые по бумаге.

Вот здесь и возникают трудности. Ну никак наши маленькие школьники не могут привыкнуть к правильному положению ручки и как только ее не хватают.

К счастью, дорогие родители, есть вполне конкретные способы исправить это положение. Сейчас я вам о них расскажу и покажу. Специально сняли с моим сыном первоклассником Артемом для вас видео.

Способ «Пинцет»

Это упражнение поможет ребенку понять, как надо ее держать, эту непослушную ручку шариковую. Смысл в том, чтобы захватить ручку тремя пальчиками (большим, указательным, средним) за самую верхушку и постепенно, соскользнуть пальчиками вниз. Ручка в этом случае сама ляжет в руку так, как нужно. Посмотрите видео.

Способ «Контрольная точка»

Прежде чем приступать к выполнению каких-либо письменных работ нарисуйте на среднем пальчике ребенка яркую точку. Это будет местом приземления ручки. А на ручке можете наметить с помощью цветного скотча или изоленты нижний предел, за который пальчикам опускаться нельзя.

Способ «Резиночка»

Правильно удерживать пишущий инструмент поможет обычная банковская резиночка. Отличный тренажер. Накидываем резинку на ручку и на запястье ребенка. И вуаля! Ручка лежит в руке как надо. Кстати, это еще и мышцы руки хорошо тренирует.

Способ «Салфетка»

Еще одно отличное и простое упражнение. Сложите обыкновенную салфетку так, чтобы ребенок мог удержать ее мизинчиком и безымянным пальцами прижав к ладошке. Итак, мизинец и безымянный заняты и в процессе письма участие принять не могут. Остаются только правильные «пишущие» пальцы.

Способ «Ручка-самоучка»

Не будем забывать и о спец-приспособлении под названием ручка-самоучка. Это ручка, на которую можно надевать специальную насадку. Насадка чаще всего выглядит как красивая игрушка. Ручку с такой накладкой просто невозможно взять неправильно. Сами мы ее не пробовали, но слышали много положительных отзывов.

Тренажер для правшей «Ручка-самоучка» | Купить с доставкой | My-shop.ru

Тренажер для левшей «Ручка-самоучка» | Купить с доставкой | My-shop.ru

Этих пяти способов, если практиковать их постоянно, будет вполне достаточно, чтобы ребенок понял и запомнил как нужно ручку правильно держать.

Хорошо, моторику тренируем, ручку правильно держать учимся. Что еще? Каков третий принцип?

Тренировки

Без постоянных тренировок в этом деле никуда! Тренироваться нужно постоянно, и в процессе подготовки к урокам, и вне этого процесса. Тут вам на помощь придут различные прописи. Для учеников 1 класса можно взять прописи по возрасту, можно даже приобрести дополнительный набор прописей таких же как и в школе.

Ну а для детишек постарше для учеников 2, 3 и 4 класса прекрасно подойдет упражнение на списывание. Просто берете любой текст и переписываете его в тетрадку. Это упражнение, ко всему прочему, поможет ребенку привыкнуть к списыванию. Ведь в школах сейчас не только сочинения, изложения и диктанты пишут, но и периодически проводят так называемые контрольные списывания.

Упражнения на штриховку, обводку и рисование по клеточкам тоже никто не отменял. О них подробнее можно почитать .

Всего перечисленного выше, дорогие родители, хватит для того, чтобы сделать почерк ребенка если не каллиграфическим, то хотя бы очень и очень приятным. Да, и еще, советую почитать статью о дисграфии, она может сделать невозможным красивый почерк.

Желаю вам терпения и упорства, а вашим маленьким школьникам успехов в учебе и крепкого здоровья.

До новых встреч, в новых интересных статьях!

Всегда ваша, Евгения Климкович

Если вы хотите, чтобы ваш ребенок красиво и аккуратно писал в школе, то вам необходимо готовиться к этому заранее и уже по достижению малыша пяти лет начать с ним активно заниматься. Очень важно понимать, что не все задания у него могут получаться на первых порах, но вы ни в коем случае не должны его ругать и наказывать. Напротив, ваша поддержка и слова "в следующий раз все обязательно получится" положительно повлияют на желание ребенка к дальнейшим занятиям.

Если ребенок изначально держит карандаш или ручку неправильно, то обязательно с первых занятий это скорректируйте, так как со временем это сделать будет намного сложнее. Для того чтобы укрепить пальчики и кисти рук в целом, необходимо ежедневно выполнять упражнения, развивающие мелкую моторику.

Упражнения

1. Нарисуйте на листе бумаги всевозможные фигуры и попросите ребенка аккуратно их вырезать и составить из них аппликацию.

2. Приобретите несколько раскрасок и ежедневно давайте ребенку, чтобы он целиком раскрасил одну-две страницы. Очень хорошо развивает мелкую моторику рук и одновременно внимание упражнение "графический диктант". Возьмите обычный листок бумаги в клетку и отступив несколько клеток от края, поставьте точку. Задумайте определенный рисунок и диктуйте ребенку направление линий, к примеру, клетку вправо, три клетки вниз, две клетки влево и т. д., в итоге у ребенка на листе должен получится рисунок, который вы изначально задумали.

3. Старайтесь ежедневно лепить из пластилина, а также составлять аппликации или создавать всевозможные украшения из бусин и бисера.

4. Дайте ребенку лист бумаги и ручку и предложите ему в одну линию нарисовать определенные знаки, к примеру, одна линия - точки, вторая - крючки, третья - палочки и т. д.

5. Многие дети любят собирать всевозможные конструкторы. Если ваш ребенок равнодушен к подобным игрушкам, то попробуйте поиграть с ним вместе. Возможно такая игра понравится малышу и он в дальнейшем будет с большой охотой собирать целые города.

Как только все упражнения, о которых говорится выше, у вашего ребенка будут хорошо получаться, то можете приступить к формированию красивого письма. Приобретите прописи, в которых требуется обводить всевозможные фигуры и буквы по пунктирным точкам и по образцу (то есть одна буква написана, и требуется продолжить ее написание в целую строку). Ежедневно предлагайте ребенку по 15-30 минут в день работать в этих тетрадях.

Психологический настрой

Во многом хороший почерк зависит от эмоциональности ребенка, его психологического состояния. Никогда не ругайте малыша за нервные линии, не сравнивайте его достижения с другими детьми, так как это может привести к тому, что ребенок потеряет всю охоту к обучению. Хвалите своего ребенка даже за малейшие достижения.

Любой родитель желает как можно лучше подготовить своего малыша к школе. Поэтому еще до поступления ребенка в первый класс, взрослые начинают обучать кроху азам математики, чтения и письма.

И, если с первыми двумя пунктами подготовки к школе все понятно, то с письмом возникают определенные сложности. В частности, ни один педагог не порекомендует заниматься с ребенком начертанием письменных букв самостоятельно.

В процессе обучения важно все: посадка, освещение, последовательность изучения прописных букв, правильный захват ручки, объяснения педагога. Немаловажную роль играет систематичность занятий каллиграфией. Кроме того, дети, рано овладевшие письмом, часто используют его ситуационно — подписать рисунок, открытку, оставить записку. И далеко не всегда в этом случае соблюдаются все правила письма.

«Но, что же, — удивятся родители, — неужели нельзя заранее позаботиться о том, чтобы кроха дальнейшем красиво, быстро и грамотно писал?» Можно и даже нужно! Правда начать придется с малого.

Младшие дошкольники: подготовка к письму начинается с игр

В принципе, малыш начинается готовиться к письму уже в возрасте 3-5 лет. При этом родители, играя с крохой, часто даже не подозревают об этом.

Чтобы заметить, что подготовка к письму началась, необходимо подумать: «А, что именно необходимо для того, чтобы ребенок грамотно, без ошибок и аккуратно писал?». Если разобраться в этом подробно окажется, что непосредственно сам навык играет далеко не ведущую роль. При письме требуется:

  • внимание;
  • зрительное восприятие и память;
  • хорошее владение крупной и, главное, мелкой моторикой.

Играя с малышом в исключения, собирая мозаики, шнуруя, делая аппликации, занимаясь лепкой из пластилина, теста и иных подручных материалов вы уже готовите его к письму.

Очень полезны с точки зрения подготовки руки разнообразные виды рисования: красками, карандашами, фломастерами, пальчиками по бумаге, соли и разнообразной крупе.

Естественно все это игровые задания, но малышу такого возраста большего и не надо. Самое главное побуждать его больше работать пальчиками и головой. Чем больше и разнообразнее вы играете — тем лучше.

Учимся сразу делать правильно

Одним из ключевых моментов при обучении малыша письму является формирование навыка правильного захвата ручки или карандаша. Обучать этому кроху необходимо как можно раньше. Уже на стадии первых «каракулей» предлагайте ему правильно держать карандаш.

Захват производиться на расстоянии около 1,5 сантиметров от грифеля. Карандаш при этом лежит на верхней фаланге среднего пальца и фиксируется большим и указательным сверху. Обратите внимание — пальцы не должны находиться на одной линии. Вперед выступает средний палец, затем указательный, а большой находится на наибольшем расстоянии от грифеля.

Целесообразно приобретать специальные трехгранные карандаши, ручки и фломастеры. Их крайне сложно держать неверно. Есть так же специальные насадки на карандаши в форме зверюшек для формирования правильного захвата.

Когда ребенок займется первыми упражнениями по подготовке к письму, важно будет следить за его посадкой: прямая спина, обе руки опираются на стол, локти слегка выступают за его край. Не следует допускать наклонов в стороны, малыш не должен опираться грудью на стол. Ноги располагаются на твердой опоре и образуют прямой угол в коленном суставе.

Целесообразно оборудовать место для занятий малыша хорошим письменным столом и стулом с регулируемой высотой ножек. Такие предметы интерьера прослужат долго.

Подготовка к письму старшего дошкольника

В возрасте 5-6 лет малыш готов приступить к более серьезным занятиям. Если ребенок уже знаком с буквами самое время начать их «рисовать». Показывайте крохе, как правильно «нарисовать» букву, предлагайте ему складывать из букв слова. Пишите друг другу письма и записки. Хвалите малыша за красиво нарисованную букву.

Рисуйте с крохой простые элементы:

  • палочки;
  • кружочки;
  • крючки;
  • крестики.

Сначала ребенок будет именно рисовать. Поэтому для первых занятий лучше всего подойдет небольшой альбом вовсе без клеток или линейки. Начинайте с большого листа, на котором кроха сможет разместить элементы любого размера и в любом количестве.

Когда заметите, что линии стали ровнее и необходимости в гигантском размере уже нет — предлагайте крохе писать буквы и элементы уже на половине листа, затем — на четверти.

Когда ребенок справиться и с подобным заданием, заведите тетрадь для дошкольников с крупной клеткой. Оформите ее красиво и оригинально, чтобы занятие не превращалось в скучную рутину. Работая с тетрадью, малышу уже поневоле придется соблюдать один и тот же масштаб при написании элементов.

Привычные прописи дошкольнику ни к чему. Но если ребенок выказывает желание писать буквы, у него наблюдается значительная усидчивость и он сам заинтересован в красивом и четком начертании печатных букв, можно найти пропись для дошкольников. В них предлагается обводить, а затем и самостоятельно рисовать печатные буквы. Что показательно — прописи для дошкольника также в клетку. С линейкой он познакомиться позже.

Стоит приобрести и специальные рабочие тетради для дошкольников соответствующего возраста. Помимо наскучивших крючков и букв в них вы найдете массу интересных заданий по подготовке руки к письму — что-то обвести, заштриховать, соединить линии и многое другое.

Уделяйте письму 10-15 минут каждый день. Вероятно, в отдельные дни родителям придется проявлять значительную долю изобретательности, чтобы ребенок захотел «поиграть» в рисование крючков и букв.

Хорошо, если распечатки с раскрасками, требующими штриховки, рисунки которые нужно обводить и иные полезные и интересные задания всегда будут доступны малышу — вполне возможно, что в течение дня он сам захочет поиграть с ними.

Как помочь школьнику красиво и грамотно писать?

Наконец малыш поступил в первый класс. Теперь занятия письмом будут серьезнее и потребуют большей усидчивости. Причем, увы, домашние задания не заменят индивидуальные.

Современная программа построена таким образом, что времени, отведенного на чистописание очень мало, а заданий в современной прописи недостаточно, чтобы выработать навык красивого письма. Поэтому родителям придется заниматься самостоятельно параллельно с работой учителя.

Приобретите дополнительную пропись

Для упражнений не потребуется «изобретать велосипед» достаточно скопировать обычную школьную пропись в нескольких экземплярах и, вместо заданных 2-3 строчек ежедневно писать 5-6.

Можно подобать и другое пособие. Рынок предлагает самые разнообразные варианты исполнения прописей, исходя из пожелания родителей и потребностей ребенка. Например, хорошо, если буква написана не один-два раза в начале строки, а повторяется на ней несколько раз. При работе с такой прописью крохе будет проще копировать образец, поскольку он всегда будет находиться в его поле зрения.

Формированию правильного наклона на начальном этапе помогут прописи с учащенной косой линейкой. Линии в них находятся на расстоянии всего 5 мм друг от друга, образуя своеобразные «наклонные клетки». Для детей, которым сложно соблюдать правильный наклон такая дополнительная пропись станет просто «палочкой выручалочкой».

Не забудьте показать выбранное пособие учителю. Возможно, он порекомендует другую пропись лучше соответствующую требованиям программы.

Не спешите

Пишите с малышом только те буквы, начертание которых он уже прошел в классе. И не переживайте, что со временем начнете «отставать» от программы. Уроки уроками, но навык начертания каждой буквы необходимо будет закреплять. Пусть к концу первого полугодия кроха научится красиво писать только половину пройденных букв — это уже очень хорошо.

Занимайтесь регулярно

Не забывайте, что занятия должны быть регулярными и ежедневными. Не «жалейте» ребенка, позволяя ему не садиться за пропись на каникулах. 15-20 минут в день вряд ли испортят ему весь отдых.

Когда все буквы будут освоены, переходите к написанию слогов, затем слов и, наконец, предложений. Для этих целей также есть специальные прописи.

Как научить писать грамотно?

Это еще один вопрос, которым задаются родители многих первоклассников. Начнем с того, что абсолютно любой ребенок в первом классе будет допускать ошибки. Да, даже при списывании с книги. И виной тому даже не незнание правил, а просто большая нагрузка на мозг малыша во время письма.

Сейчас ребенку приходится следить за тем, насколько красиво он пишет буквы, правильно выполняет соединения, соблюдает наклон. Эти навыки еще не автоматизированы. Соответственно, в любой момент концентрация внимания на правильном написании слова может быть снижена. Не ругайте ребенка, просто терпеливо занимайтесь с ним.

Тренировка грамотности должна проходить параллельно с занятиями каллиграфией. Когда малыш перейдет к написанию фраз и предложений, предлагайте ему разнообразные задания по списыванию. А на этапе работы с небольшими текстами ежедневно давайте ребенку списать из книги несколько строчек.

Проговаривайте слова

Чтобы избежать досадных ошибок, сразу же учите ребенка проговаривать слово, которое он собирается написать. Кстати, интересную методику проговаривания для повышения грамотности учащихся предложил еще Д.И. Тихомиров в конце 19 века. Он считал, что для правильного написания слова его необходимо произнести в полном соответствии я написанием: «еГо», «Что», «белоГо».

Практикуя данный подход с выделением сложных мест в словах, вы поможете ребенку в дальнейшем автоматически обращать на них внимание. Кроме того, это может превратить скучные занятия в довольно увлекательную игру с «коверканием» слов.

Тренируйте внимание

Большинство ошибок допускается от недостатка внимания. Регулярно во время занятий чтением и письмом предлагайте малышу небольшую игру: найти в тексте все буквы «А» или «Е», сочетания букв по пройденному правилу. Предлагайте малышу задания, в которых необходимо вставить пропущенную букву.

Когда нужен специалист?

В некоторых случаях справится с неграмотным написанием слов без вмешательства логопеда или детского психолога не удается. Около 50% современных первоклассников и примерно 35% учеников средней школы страдают дисграфией. Распознать ее можно по специфическим ошибкам, допускаемым ребенком:

  • Малыш делает ошибки даже в гласных под ударением и хорошо слышимых согласных.
  • Не распознает парные согласные («б-п», «к-г», «д-т»).
  • Пропускает, повторяет или переставляет буквы, и даже целые слоги местами.
  • Не видит различий в графически схожих элементах («р-ь», «э-з» и тд.).
  • Не отмечает конец предложения точкой, а начало фразы регулярно пишет с маленькой буквы.
  • Не дописывает окончания слов.
  • Некоторые буквы и цифры пишет в зеркальном отображении.

Если хотя бы одна из перечисленных выше ошибок встречается в работах ребенка с завидной регулярностью — стоит проконсультироваться с учителем и логопедом. Чем раньше будет начата работа по коррекции письменной речи, тем лучше. Конечно, это потребует определенных усилий, как со стороны родителей, так и ребенка, но прогноз в 90% случаев крайне благоприятный.

Помните, что и красивый почерк, и грамотное написание — тренируемые навыки. Однако важно, чтобы процесс обучения не стал для малыша наказанием. Не ругайте его за некрасиво написанную букву или неправильное слово. Наоборот — чаще хвалите, обращайте его внимание на те элементы, которые у него получились хорошо, ободряйте и выражайте свою уверенность в том, что скоро все буквы будут у крохи такими же красивыми. Правильная мотивация, одобрение и поддержка — необходимая основа для успешной учебы.







2024 © desinfectnn.ru.