Технология лабораторная работа определение вида ткани. Свойства тканей из химических волокон. Определение состава тканей и изучение их свойств


характеристик: фактической и поверхностной плотности;

механических свойств»

Цель работы:

1. Определить размерные характеристики ткани: линейную плотность, поверхностную плотность; основные структурные характеристики.

2. Определить механические свойства ткани.

Выполнение работы:

Определение фактической плотности ткани

Таблица 8

1. Определение линейной плотности ткани (основных (То) и уточных (Ту) нитей).

2. Определение относительной плотности ткани по формуле 1 и 2 (если линейная плотность основных и уточных нитей разная):

, Еу = (2)

где С – коэффициент равный для х/б - 83-100; для шерсти - 74-80,

штапельная вискозная пряжа - 80, НВис - 83, НШС – 100;

По, Пу – фактическая плотность нитей по основе и утку;

То, Ту – линейная плотность нитей основы и утка.

3. Вычислить поверхностное заполнение ткани (Еs) по формуле 3:

4. Вычислить поверхностную плотность ткани по формуле 4:

G = 0,01*(То*По + Ту*Пу), г/м 2 (4)

5. Определение драпируемости по методу ЦНИИ шелка (метод иглы).

5.1. Вычислить коэффициент драпируемости в % относительно по основе и утку по формуле 5:

Д=(200-А)*100/200 (5)

5.2. Сравнительный анализ результатов: ________________________________

6. Определение прочности ткани при растяжении. ________________________

_________________________________________________

7. Определение сминаемости ткани.

7.1. Отметить, что повлияло на сминаемость данной ткани?

___________________________________

8. Ответы на контрольные вопросы.

1. Как влияет поверхностная плотность ткани на ее свойства и назначение?

_____________________

2. Что такое жесткость ткани? _________________________________________

_____________________

3. Факторы, влияющие на жесткость ткани. ______________________________

____________________________

4. Влияние жесткости, драпируемости, сминаемости на выбор модели одежды.

____________________________

· Оценка и комментарии преподавателя.

Практическое занятие № 8

Тема: «Определение технологических свойств тканей »

Цель работы:

1. Изучить технологические свойства определенных проб тканей.

2. Отметить влияние технологических свойств тканей на все стадии швейного производства.

Выполнение работы:

1. Определить основу и уток, лицевую и изнаночную стороны проб тканей и охарактеризовать фактуру лицевой поверхности.

2. Охарактеризовать пряжу (нити) по способу прядения, строению, величине крутки.

3. Определить волокнистый состав по основе и по утку.

4. Определить (примерно) поверхностное заполнение ткани (Еs) и поверхностную плотность (G); ткацкое переплетение; особенности отделки ткани. Данные исследований занести в таблицу 10.

Характеристика ткани

Таблица 10

5. Определить технологические свойства пробы ткани.

5.1. Скольжение ткани________________________________________________

5.1.1. Что повлияло на скольжение ткани? _______________________________

_____________________

5.1.2. Как учитывается скольжение в раскройном производстве?____________

_____________________

5.2. Сопротивление ткани резанию _____________________________________

5.2.1. Отметить, как повлияет это свойство на процессы раскроя.____________

_____________________

5.3. Сжимаемость ткани охарактеризовать большой или меньшей степенью.

5.3.1. Отметить, что повлияло на сжимаемость данной ткани. _______________

5.3.2. Как влияет сжимаемость данной ткани на износостойкость и расход швейных ниток? ________________________________________________________

____________________________

5.4. Осыпаемость ткани ______________________________________________

5.4.1. Что повлияло на осыпаемость конкретной пробы ткани?

____________________________

5.4.2. Что предусмотрено для укрепления шва в изделии, изготавливаемом из данной ткани? __________________________________________________________

_____________________

5.5. Раздвигаемость нитей в швах______________________________________

5.5.1. Что повлияло на раздвигаемость нитей в швах? ______________________

_____________________

5.6. Определение прорубаемости материалов.

Пя= 100*(Нр/Ко), (6)

Где Ня – явная прорубаемость,%

Нр – число разрушенных нитей,

Ко – число проколов иглы по всей длине строчки.

5.6.2. Анализ причин прорубаемости испытываемого материала и рекомендации по снижению явной прорубаемости. ____________________________________

_____________________

5.6.3. Окончательно установить номера игл и ниток для данной пробы ткани.

_____________________

5.7. Изучить методику определения усадки ткани.

5.7.1. Усадку ткани вычисляют отдельно по основе и утку по формулам 7, 8:

Уо=100(L1-L2)/L1, % , где (7)

Уу=100(L1"-L2")/L1" (8)

L1, L1"- первоначальная размеры образца по основе и утку

L2, L2"- размеры образца по основе и утку после замачивания и высушивания.

Примечание: Этот пункт практической работы выполняется как домашнее задание.

Размеры проб 300*300 мм и на них карандашом наносят контрольные метки. Затем карандашные метки обводят несмываемой краской или прошивают нитками. Стирку производить при температуре примерно 40 о С со стиральным порошком в стиральной машине. Затем отжать и прополоскать при температуре 20-25 о С и снова отжать. Отжатые образцы гладят через неаппретированную хлопчатобумажную ткань электроутюгом, нагретым до температуры 200 о С. Утюг можно передвигать в разных направлениях, но без нажима. После глажения образцы выдерживают в нормальных условиях. Расстояние между контрольными метками измеряют с точностью до 1мм и подсчитывают среднее арифметическое с точностью до 0,1 мм. Эти данные используют для вычисления величины усадки.

5.7.2. Сделать выводы по усадке ткани. Какие факторы повлияли на ее величину? ___________________________________________________________________

__________________________________________

5.8. Определить по пробе ткани ее способность к формообразованию при ВТО в зависимости от волокнистого состава, структуры (плотности, переплетения), характера отделки и вида нитей. _______________________________

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Пейской основной общеобразовательной школы, структурного подразделения Новобирюсинской средней общеобразовательной школы»

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА ПО ТЕХНОЛОГИИ 7 КЛАСС

«ОПРЕДЕЛЕНИЕ СЫРЬЕВОГО СОСТАВА МАТЕРИАЛОВ И ИЗУЧЕНИЕ ИХ СВОЙСТВ»

подготовила

учитель технологии

Лейкина Светлана Андреевна

п. Пея

2014 г

Тема: Лабораторная работа

«Определение сырьевого состава материалов и изучение их свойств»

Цели: учить определять вид волокна по внешнему виду, на ощупь и по характеру горения; использовать знания о свойствах тканей при изготовлении швейных изделий; развивать логическое мышление.

Оборудование: образцы тканей из шерсти, льна, хлопка, натурального шелка, шелка из искусственных и синтетических волокон. Блюдце или кювета с водой. Тигли для поджигания нитей, игла, ножницы, рабочая тетрадь, пинцеты.

Словарь: вискозное волокно; ацетатное и триацетатное волокно; полиэфирные волокна; полиамидные волокна; полиакрилонитрильные волокна; эластановое волокно.

Ход урока.

Организация урока .

    Проверка готовности учащихся к уроку.

    Сообщение темы и цели урока.

Повторение пройденного материала.

Беседа учащихся по вопросам:

— Какие натуральные волокна вы знаете?

(Растительного происхождения, животного происхождения).

— Какие химические волокна вы знаете?

(Искусственное, синтетическое).

— Какими свойствами химические волокна отличаются от натуральных?

(Гигиенические, технологические, эксплуатационные).

— По каким признакам можно определить волокнистый состав ткани? (Внешний вид, на ощупь, характер горения).

— Для чего необходимо знать сырьевой состав ткани?

Инструктаж учащихся по охране труда.

Учитель. Как вы уже сказали, сырьевой состав ткани можно определить по внешнему виду, на ощупь и по характеру горения. Во время лабораторной работы вы будете определять волокнистый состав шести образцов. Так как во время проведения одного из опытов вам придется работать с открытым огнём, необходимо строго соблюдать следующие правила пожарной безопасности.

А) Поджигать образцы нитей только в тигле.

Б) Рядом с тиглем должна находиться ёмкость с водой для тушения тлеющих нитей.

Кроме того, необходимо приготовить огнетушитель. Вспомним, каким образом его можно привести в действие.

Для приведения в действие огнетушителя ОП-5 необходимо сорвать пломбу, выдернуть чеку, нажать на рычаг, направив струю на очаг возгорания.

Лабораторная работа.

Учащиеся получают шесть пронумерованных образцов ткани и определяют сырьевой состав каждого образца. Полученные результаты заносят в таблицу.

Образец

ткани

Свойства ткани

Блеск

Гладкость

Мягкость

Сминае-

мость

Осыпае-емость

Прочность в мокром состоянии

Горение

Сырьевой состав образца

Матовая

Шероховатая

Мягкая

Сильная

Средняя

Прочная

Хлопок

Нерезкий блеск

Шероховатая

Мягкая

Слабая

Сильная

Прочная

Шерсть

Слабый блеск

Гладкая

Мягкая

Слабая

Сильная

Прочная

В пламени спекается, образуя чёрныё рассыпающийся шарик

Натуральный шёлк

Блестящая

Гладкая

Мягкая

Слабая

Сильная

Прочность снижается

Горит быстро, образуя бурые шарики

Ацетатное волокно

Матовая

Гладкая

Мягкая

Сильная

Сильная

Прочность снижается

Яркое пламя, зола серого цвета

Вискозное волокно

Блестящая

Гладкая

Мягкая

Слабая

Сильная

Прочность снижается

Плавится, образуя мягкий шарик

Полиамидное волокно

Итог урока.

Закрепление изученного материала.

Провести фронтальный опрос по карточкам.

Карточка 1

1. Искусственное шелковое волокно – это волокно:

а) химическое;

б) синтетическое.

2. К искусственным волокнам относятся волокна:

А) вискозные;

Б) полиамидные;

В) ацетатные;

Г) полиэфирные;

Д) шелковые.

3. Ткани из волокон искусственного шёлка имеют свойства:

А) не мнутся;

Б) блестящие;

В) жёсткие;

Г) имеют хорошие теплозащитные свойства;

Д) не скользят при раскрое;

Е) мало осыпаются.

4. Искусственное волокно имеет свойства:

А) извитое;

Б) матовое;

В) длиной 3-5 см;

Г) при горении запах жжёного пера;

Д) блестящее.

Карточка 2

1.Синтетические волокна получают:

А) из древесины;

Б) нефти;

В) растения.

2. Определить волокнистый состав можно:

А) по цвету ткани;

Б) пробе на горение;

В) внешнему виду;

Г) на ощупь.

3. При горении ткани из синтетического волокна образуется:

А) серый пепел;

Б) твёрдый тёмный шарик;

В) рассыпающийся чёрный шарик.

4. Гигиенические свойства лучше у тканей:

А) из хлопкового волокна;

Б) вискозного волокна;

В) полиакрилонитрильного волокна.

5. Осыпаемость срезов сильнее в тканях:

А) из шерстенного волокна;

Б) капроновых нитей;

В) хлопкового волокна.

Ответы

Карточки 1: 1а,2ав,3б,4б.

Карточка 2: 1б,2б,3б,4а,5аб.

Анализ урока.

Учитель проводит анализ урока, отмечая правильность организации рабочего места, соблюдение учащимися правил безопасной работы, успешность выполнения лабораторной работы, комментируя допущенные ошибки.

Выставление оценок, их аргументация.

Домашнее задание : в альбом самостоятельно составить коллекцию образцов тканей из химических волокон.

Используемая литература:

1.Журнал « Наша школа» 2006 г

2.Технология под редакцией В. Д. Симоненко.7 класс. 2009 г.

3. Технология под редакцией В. Д. Симоненко. 5 класс. 2010 г

4. Энциклопедический словарь 2011г

Тема: Изучение свойств ткани.

Обучающая цель:

Научить делать правильный выбор ткани на изделие;

Способствовать развитию умения определять свойства ткани.

Воспитательная цель:

Воспитание культуры поведения на уроке;

Воспитание ответственного поведения в жизни;

Развивающая цель:

Развитие творческого подхода к заданной цели;

Развитие аналитических способностей (анализ, сравнение);

Развитие творческих способностей обучающихся.

Требуемая IT подготовка

При подготовке использованы средства Pow e r Point для создания презентаций, Microsoft Word для подготовки приложений, образцов составления устного выступления.

В процессе подготовки к уроку использовались ресурсы: компьютерные программные средства - Microsoft Word , материалы интернет-ресурсов.

Оборудование и материалы:

Презентация Pow e r Point «Свойства ткани», образцы ткани, ножницы, емкость с водой, округлая сфера (глобус).

Задачи урока:

    Учится применять их при выборе ткани.

Ход урока

    Организационный момент. Приветствие.

Отметить присутствующих и отсутствующих учеников на уроке.

2. Изучение новой темы. Введение.

Учитель на доске пишет словосочетание «ВЫБОР ТКАНИ» и задает вопрос: «Какие ассоциации возникают у вас с этим словосочетанием?».

Ответы учеников: «Для чего. Для кого. Из чего. Где купить».

Учитель: Из этого мы можем сделать ВЫВОД, что прежде чем выбрать ткань, необходимо подготовиться к этому процессу. Здесь нужны определенные знания. А если мы сделаем не правильный выбор, то в итоге, изделие не будет отвечать требованиям.

Так какая же ЦЕЛЬ стоит перед вами?

Ученики: Научиться делать правильный выбор ткани на изделие.

Учитель: Для этого нам необходимо знать характер, свойства ткани.

Задачи урока:

    Познакомится со свойствами ткани.

    Научится их применять при выборе ткани.

Учитель включает презентацию:

1 слайд: Свойства ткани

2 слайд: В природе существует три основных вида свойств:

Физико-механические, гигиенические, технологические.

3 слайд: К физико-механическим относятся такие свойства, как прочность, сминаемость и драпируемость.

Давайте разберем подробней каждое свойство.

4 слайд: Устойчивость ткани к стирке, воздействию солнечных лучей, к трению, к растяжению.

Устойчивость ткани к стирке – это когда ткань после стирки не потеряла свою форму и цвет.

Устойчивость ткани к воздействию солнечных лучей – ткань считается прочной, если при долгом нахождении на солнце не потеряла свой цвет, т.е. не выгорела.

Устойчивость ткани к трению - любая одежда, которую мы носим постоянно, соприкасается с различными поверхностями, после чего могут образовываться потертости и катышки.

Устойчивость ткани к растяжению – хороший пример с детскими х/б колготками, которые очень быстро теряют свою форму и сильно растягиваются в коленках.

Вывод:

Вопрос учителя: «Скажите, девочки, в какой ситуации мы сталкиваемся с этим свойством?».

Ответ учеников: При стирке шерстяных вещей. Они обладают малой устойчивостью к стирке.

5 слайд: Сминаемость- свойство ткани сминаться.

Практический эксперимент. Раздать два образца ткани. Ученики загибают кончик образцов и держат 5 – 10 секунд. Затем разгибают и определяют сминаемость каждого образца: высокая или низкая сминаемость.

Вывод:

Вопрос учителя: Скажите, малосминаемость – это хорошо или плохо, в каких случаях мы учитываем сминаемость ткани?

(Привести пример с юбкой – карандаш, деловой стиль).

6 слайд: Драпируемость – это свойство ткани под собственным весом образовывать складки.

Практический эксперимент. Необходимо взять два глобуса и на каждый поместить образец ткани разного качества: с высокой и низкой драпируемостью.

Ученики сравнивают какая ткань способна образовать больше складок, а какая наоборот.

Вопрос учителя: В каких случаях мы можем применить это свойство?

(Привести пример со шторами, ламбрекенами, широкими юбками).

Повторение:

7 слайд: К гигиеническим свойствам относятся: гигроскопичность, пылеемкость, теплозащитность.

8 слайд: Гигроскопичность – это свойство ткани впитывать влагу выделяемую телом человека и выпускать ее в окружающую среду.

Вопрос учителя: Какие ассоциации возникают у вас с этой картинкой?

Ответ учеников: на физкультуру одеваем одежду из натуральных тканей, чтоб телу было комфортно и легко дышалось.

Вопрос учителя: (Указать на картинку) А если это не натуральная ткань, а синтетическая куда пойдут стрелочки?...

Практический эксперимент: Взять два образца ткани и опустить в воду. Сравнить какой образец обладает высокой или низкой гигроскопичностью.

Вывод:

Вопрос учителя: Какой же вывод мы можем сделать, познакомившись с этим свойством?

Ответ учеников: Одежда ближе к телу должна обладать высокой гигроскопичностью, чтобы телу было комфортно.

9 слайд: Пылеемкость – это свойство ткани задерживать пыль на своей поверхности.

Вопрос учителя: Скажите, от чего же зависит пылеемкость?

Ответ учеников: От поверхности. Если поверхность ткани гладкая, то пыль с нее легко слетает, а если шероховатая, то ткань способна накопить в себе очень много пыли.

Учитель: Поднять двух девочек и на их одежде определить какая обладает высокой или малой пылеемкостью.

Как же можно бороться с этим? Да, просто, чаще стирать и чистить изделие.

10 слайд: Теплозащитность – свойство ткани удерживать тепло выделяемое телом человека.

Учитель: Это свойство не требует объяснений. Скажите, какие ткани обладают высокой теплозащитностью, а какие малой?

Вопрос учителя: В каком случае мы можем применить это свойство?

(привести пример с шерстяным жакетом или юбкой для зимнего периода).

11 слайд: К технологическим свойствам относятся: скольжение, осыпаемость нитей, усадка.

12 слайд : Осыпаемость нитей на швах – это выпадение нитей из срезов ткани.

Практический эксперимент: берем два образца ткани и пытаемся выдернуть нитки из срезов ткани. Сравнить образцы. Если нити легко удаляются, то ткань обладает высокой осыпаемостью, а если необходимо приложить усилие, то ткань обладает средней или малой осыпаемостью.

Вывод:

Вопрос учителя: Так при какой работе мы можем столкнуться с этим свойством?

Ответ ученика: При раскрое ткани.

Учитель: Правильно. Значит когда мы раскраиваем ткань, имеющую высокую осыпаемость, то мы припуски на швы даем несколько больше чем обычно.

13 слайд: Усадка – это свойство ткани уменьшаться в размерах после влажно-тепловой обработки.

Зрительный эксперимент: Я сама провела эксперимент взяла кусочек ткани из натуральных волокон произвела ВТО с горячим утюгом, что привело к изменению размеров этого кусочка ткани. Мы знаем, что изделия из натуральных волокон «садятся» после стирки.

Вопрос учителя: Если мы решили шить блузку из хлопчатобумажной ткани, о чем мы задумаемся?

Ответ ученика: Что же делать, чтоб избежать усадки?

Учитель: Есть такой термин в технологии «декатировка» ткани – это отпаривание ткани горячим паром перед раскроем.

Вывод:

Вывод напрашивается сам по себе. Зная об этом свойстве, мы правильно подготовим ткань к раскрою.

14 слайд: Скольжение – это свойство ткани сдвигаться во время раскроя.

Практический эксперимент: У вас на столе лежат два образца ткани и ножницы. Сложите ткань пополам и попробуйте разрезать.

Вопрос учителя: Какие трудности возникли при разрезании?

Ответ ученика: Шелковый образец скользит при разрезании и доставляет трудности,

а хлопчатобумажный хорошо разрезался.

Вывод: При выборе ткани с высокой степенью скольжения, нужно быть готовым к трудностям при обработке.

Например, при раскрое лучше закалывать булавками, резать острыми ножницами.

Контроль

Мы с вами изучили различные свойства ткани. Давайте проведем небольшое тестирование.

Учитель раздает карточки с вопросами. Ученик должен вычеркнуть лишние свойства. За каждый правильный ответ даем 1 балл: 7-9 баллов оценка «5»; 5-7 баллов оценка «4»; 2-4 балла оценка «3» .

Физико-механические

    Прочность

    Усадка

    Осыпаемость

    Сминаемость

    Драпируемость

    Гигроскопичность

Гигиенические

    Прочность

    Теплозащитность

    Гигроскопичность

    Пылеемкость

    Драпируемость

    Сминаемость

Технологические

    Скольжение

    Драпируемость

    Прочность

    Осыпаемость

    Усадка

    Гигроскопичность

Подведение итогов урока. Рефлексия.

Слово учителя: Девочки, в начале урока мы с вами ставили две задачи. Давайте вспомним какие:

    Изучить свойства ткани

    Учиться применять их на практике.

Вопрос учителя : По вашему мнению, мы выполнили задачи урока? Вам понравился урок? Сформулируйте свой ответ, начиная со слова «Я …».

Физико-механические

    Прочность

    Усадка

    Осыпаемость

    Сминаемость

    Драпируемость

    Гигроскопичность

Гигиенические

    Прочность

    Теплозащитность

    Гигроскопичность

    Пылеемкость

    Драпируемость

    Сминаемость

Технологические

    Скольжение

    Драпируемость

    Прочность

    Осыпаемость

    Усадка

    Гигроскопичность

Физико-механические

    Прочность

    Усадка

    Осыпаемость

    Сминаемость

    Драпируемость

    Гигроскопичность

Гигиенические

    Прочность

    Теплозащитность

    Гигроскопичность

    Пылеемкость

    Драпируемость

    Сминаемость

Технологические

    Скольжение

    Драпируемость

    Прочность

    Осыпаемость

    Усадка

    Гигроскопичность

Физико-механические

    Прочность

    Усадка

    Осыпаемость

    Сминаемость

    Драпируемость

    Гигроскопичность

Гигиенические

    Прочность

    Теплозащитность

    Гигроскопичность

    Пылеемкость

    Драпируемость

    Сминаемость

Технологические

    Скольжение

    Драпируемость

    Прочность

    Осыпаемость

    Усадка

    Гигроскопичность

Физико-механические

    Прочность

    Усадка

    Осыпаемость

    Сминаемость

    Драпируемость

    Гигроскопичность

Гигиенические

    Прочность

    Теплозащитность

    Гигроскопичность

    Пылеемкость

    Драпируемость

    Сминаемость

Технологические

    Скольжение

    Драпируемость

    Прочность

    Осыпаемость

    Усадка

    Гигроскопичность

Вискозное волокно представляет собой чистую целлюлозу, полученную из еловой древесины (щепы) без каких-либо примесей. В зависимости от назначения вискоза может иметь блестящую или матовую поверхность. Изменяя блеск, толщину и извитость волокон, вискозной ткани можно придать вид шелка, хлопка или шерсти. Применяя утолщенные вискозные нити, можно добиться имитации льняного полотна.

Вискозные ткани уступают по прочности натуральному шелку, хотя вырабатываются и сверхпрочные вискозные ткани. В мокром состоянии их прочность значительно снижается - на 50-60 %. Вискоза лучше, чем хлопок, впитывает влагу, но уступает ему в износоустойчивости.

Горят волокна вискозы так же, как льняные и хлопковые: быстро, ровно, ярким пламенем, пахнут жженой бумагой, оставляют легко рассыпающуюся золу светло-серого цвета. Волокна вискозы в отличие от растительных волокон чувствительны к действию щелочей и кислот.

Для ацетатного волокна сырьем служат отходы древесины и хлопка. Шелковые ткани из ацетатного волокна внешне очень похожи на натуральный шелк, имеют блестящую поверхность.

Ткани из ацетатного волокна плохо впитывают влагу, но быстро сохнут; они обладают меньшей прочностью, чем вискоза, но большей упругостью, поэтому почти не мнутся, хорошо сохраняют форму. Ацетат не переносит сильный нагрев и плавится при температуре 210 °С.

Ткани из синтетических волокон

Синтетические ткани производят из волокон, получаемых в результате сложных химических реакций. Они отличаются друг от друга химическим составом, свойствами, характером горения.

В разных странах эти волокна называются по-разному, поэтому остановимся только на наиболее распространенных волокнах и тканях из них.

Ткани из полиэстера, лавсана, кримплена мягкие и гибкие, но очень прочные. Они практически не мнутся, хорошо закрепляют форму при нагревании, держат складки и плиссе, не выгорают на солнце, не поражаются молью и микроорганизмами. Их недостаток - низкая гигроскопичность.

Нейлон, капрон, дедерон - самые прочные из всех синтетических волокон. Ткани из этих волокон жестковаты на ощупь, имеют гладкую поверхность, прочны на разрыв, устойчивы к истиранию, не выцветают и мало мнутся, не поражаются молью и микроорганизмами. Из недостатков можно отметить плохую впитываемость и чувствительность к высоким температурам.

Акрил, нитрон имеют вид объемных извитых волокон, поэтому ткани из них очень напоминают шерсть. Они обладают теми же свойствами, что и ткани из полиэстера, очень чувствительны к высокой температуре: быстро плавятся, приобретая коричневый цвет, затем горят коптящим пламенем.

Эластан (лайкра) чаще всего используется в смеси с другими волокнами. Эластановые волокна очень эластичны при растяжении, способны увеличивать свою длину в семь раз, а затем сокращаться до первоначального размера.

Ткани с эластаном применяют при изготовлении облегающей одежды: брюк, джинсов, трикотажа, чулочно-носочных изделий. Такая одежда прилегает к фигуре и не стесняет движений. Изделия с эластаном хорошо растягиваются, мало мнугся и отличаются прочностью.

Сравнительная характеристика свойств тканей из различных волокон представлена в таблице 5. Ткани перечислены в порядке убывания свойств.

Таблица 5. Сравнительная характеристика свойств тканей из различных волокон

Прочность

Усадка

Гигроско-
пичность

Эластич-
ность

Отстиры-
ваемость

1. Эластан

1. Эластан

2. Полиэстер

2. Полиэстер

4. Вискоза

5. Полиэстер

7. Вискоза

7. Вискоза

9. Полиэстер

9. Вискоза

10. Эластан

10. Эластан

10. Шерсть

Практическая работа № 9

Определение состава тканей и изучение их свойств

Инструменты и материалы: рабочая коробка, образцы материалов из хлопка, льна, шерсти, натурального шелка, шелка из искусственных и синтетических волокон; блюдце или кювета с водой; тигель для поджигания нитей.

  1. Изучите материал этого параграфа.
  2. Выберите шесть образцов из всех предложенных материалов.
  3. Определите на ощупь степень гладкости и мягкости каждого образца.
  4. Определите сминаемость образцов: зажмите каждый из них в кулаке, подержите так 30 с, а затем раскройте ладонь.
  5. Выньте две нити из каждого образца и намочите одну из них в блюдце с водой. Разорвите сначала сухую, а затем мокрую нить. Определите, меняется ли при этом их прочность.
  6. Выньте нить из каждого образца и подожгите в тигле. Проанализируйте вид пламени, запах и оставшийся после горения пепел.
  7. Заполните в рабочей тетради таблицу 6, отметив наличие того или иного свойства.

Таблица 6. Определение состава тканей по их свойствам

  1. Обобщив полученные данные, определите сырьевой состав каждого образца ткани.
  2. Подумайте, какой по составу должна быть ткань для следующих изделий:
    • летнее платье;
    • шторы;
    • обивка для мебели;
    • ночная сорочка;
    • свитер для зимних видов спорта;
    • купальник;
    • зонтик;
    • плащ.

Новые понятия

Вискозное волокно, ацетатное волокно, ткани из синтетических волокон.

Контрольные вопросы

1. Для чего необходимо знать волокнистый состав тканей? 2. Где используют ткани из химических волокон? 3. Какими свойствами обладают вискозные ткани? 4. Одежда из каких тканей преобладает в вашем гардеробе?

Сравнить образцы тканей из натуральных и хими­ческих волокон по внешнему виду, на ощупь, с по мощью пробы на горение и сделать вывод об их во­локнистом составе.

При определении волокнистого состава тканей сравнивайте полученные результаты опытов с показа­телями свойств тканей из таблицы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

7 класс

Тема: Лабораторно-практическая работа «Определение волокнистого состава тканей из натуральных и химических волокон»

Вощикова Елена Александровна, учитель технологии ГБОУСОШ № 251 г. Санкт-Петербурга

Материалы, инструменты и оборудование: образцы тканей (лоскут) из натуральных (растительного и животного происхождения) и химических (искусственных и синтетических) волокон (четыре образца на группу), емкость с водой, спички или зажигалка, учебное пособие, тетрадь, таблица, форма отчета.

Задание

Сравнить образцы тканей из натуральных и химических волокон по внешнему виду, на ощупь, с по мощью пробы на горение и сделать вывод об их волокнистом составе.

При определении волокнистого состава тканей сравнивайте полученные результаты опытов с показателями свойств тканей из таблицы.

Ход работы (выполняется группами по 4-5 человек)

1. Подготовьте в тетради форму отчета и по мере изучения образцов ткани заполняйте ее.

2. Пронумеруйте образцы тканей цифрами от 1 до 4.

3. Рассмотрите каждый образец и определите, у каких образцов поверхность блестящая, а у каких - матовая.

4. Определите на ощупь степень гладкости и мягкости каждого образца.

5. Определите сминаемость образцов: зажмите каждый из них в кулаке на 15-20 с, а затем раскройте ладонь.

6. Определите, сильно ли осыпаются края ткани у каждого из образцов.

7. Выньте по две нити из каждого образца. Разорвите сначала сухую, а затем мокрую нить поочередно каждого из четырех образцов. Определите, изменилась ли прочность нитей каждого образца при намачивании.

8. Процесс горения демонстрирует учитель для каждой группы отдельно!

Учитель подожжет нити ткани из каждого образца. Цвет пламени, запах, цвет оставшегося после горения пепла запишите в таблицу.

9. Прикрепите образцы под соответствующими номерами.

10. Сравнив данные заполненной вами таблицы и таблицы в учебнике «Технология. 7 класс» сделайте вывод о волокнистом составе каждого образца.

Форма отчета по практической работе

Признак вида ткани

Номер образца

Блеск

Гладкость поверхности

Мягкость

Сминаемость

Осыпаемость нитей

Прочность нити

Цвет пламени

Запах

Пепел

Вид волокна

Контроль знаний и умений.

Контроль знаний и умений учащихся осуществляется на основании проверки итогов лабораторно-практической работы. Учащиеся, успешно усвоившие учебный материал, безошибочно определяют волокнистый состав ткани: ткань натурального или химического происхождения.

При наличии учебного времени учащимся можно дать контрольное тестовое задание или задание повышенной сложности - кроссворд.

Вопросы для закрепления материала

Выберите вариант ответа.

1. Сырьем для производства синтетических волокон являются:

а) отходы нефти;

б) опилки;

в) природный газ. Ответ-, а, в.

2. К искусственным волокнам относятся:

а) нитрошелк;

б) вискозный шелк;

в) ацетатный шелк;

г) нейлон;

д) капрон. Ответ-, а, б, в.

3. Производство тканей из натуральных волокон происходит в следующей последовательности:

а) прядение - отделка - ткачество;

б) ткачество - отделка - прядение;

в) прядение - ткачество - отделка.

Ответ: в.

4. Что нужно сделать с тканью, чтобы избежать ее

усадки?

а) Декатировать;

б) отутюжить;

в) замочить в холодной воде.

Ответ: а.

5. Установите соответствие между видом волокна и признаком его определения.

Запишите возле цифры из левого столбца соответствующую ей букву правого

Характер горения

1) ацетат А) сгорает полностью с образованием светло-серой золы

2)хлопок Б) горит без пламени, с треском, на конце волокна шарик, рассыпающийся при нажатии

3) натуральный шелк В) горит быстро, вне пламени не горит, на конце бурый плотный шарик

Ответ: 1 - В, 2 - А, 3 - Б.

6. Установите соответствие между видом волокна и характерным запахом при горении.

Волокно Запах при горении

1) ацетат А) горящей бумаги

2) хлопок Б)уксуса

3) натуральный шелк В) жженого волоса
Ответ: 1 - В, 2 - А, 3 - Б.

Столбца

Кроссворд по теме «Материаловедение»

По горизонтали:

1. Технологическое свойство ткани.

2. Вид синтетического волокна.

3. Физико-механическое свойство ткани.

4. Ткацкое переплетение.

5. Вид отделки ткани.

6. Запах хлопка при горении.

По вертикали:

7. Гигиеническое свойство ткани.

8. Вид искусственного волокна.

Ответы: 1. Осыпаемость. 2. Нейлон. 3. Сминаемость. 4. Полотняное. 5. Крашение. 6. Уксус.

7. Пылеемкость. 8. Нитрошелк.

Подведение итогов занятия.

Учитель анализирует итоги лабораторной работы, обобщает полученные знания, выставляет оценки учащимся, дает домашнее задание: составить коллекцию тканей из химических волокон (или творческую аппликацию, коллаж).

Дежурные убирают класс, сдают учителю раздаточный материал.








2024 © desinfectnn.ru.